Канны-2011

Кино
Что стоит ждать из каннских премьер, и чего боится Герман из того, что нравится Триеру.

Часто  Канны были просто политикой, например, в 1968-ом. И чем бы ни были Канны, они все равно остаются самым интересным в году кинособытием, даже для тех, кто в кинотеатр ходит от случая к случаю, а кино считает плебейским искусством.

Угадывать каннских победителей занятие, конечно, занимательное, но уж больно неблагодарное. Например, весело было предполагать, что в том году Тим Бартон, который уже который год снимает поддельные сказки, дал главный приз настоящему сказочнику Апичатпонгу Вирасетакула с фильмом «Дядушка Бунме, который помнит свои прошлые жизни». С одной стороны, «Дядюшка Бунме» был похож на чудесный сон, который мы случайно подсмотрели. С другой стороны, конспирологи и прочие параноики легко могли обвинить Канны в конъюнктуре, желании создавать моду, например, на тайландское кино. Ну и наконец, это просто был лучший фильм в скучной прошлогодней программе. В общем, угадывать каннских фаворитов, ориентируясь на состав жюри, столь же интересно и перспективно, как делать ставки на прогноз погоды. Да и в конце концов: приятные люди сидят, смотрят кино – стоит про них поговорить, тем более это часть шоу.

В этом году жюри основной программы возглавил Роберт де Ниро, фильмы с участием которого дважды становились лауреатами «Золотой пальмовой ветви» («Таксист» Мартина Скорсезе и кино о проповедниках «Миссия» Ролана Жоффре). Компанию ему составят Джуд Лоу, Ума Турман, прошлогодний обладатель приза жюри – чадский режиссер Махамат Салех Харун, дочка Бергмана и по совместительству популярная писательница Лин Ульман. Особый интерес представляют два человека. Во-первых, это «гонконгский Скорсезе» Джонни То. Если бы де Ниро продолжал сниматься в действительно великих фильмах, то это были бы фильмы Джонни То. И во-вторых, это один из лучших французских режиссеров Оливье Ассаяс. Он снял один из главных фильмов 2010 года, если бы только тот не был сериалом, «Карлос».

Почетная «Золотая пальмовая ветвь» с этого года будет вручаться ежегодно. Вручают ее известным режиссерам, которые до этого в Каннах не побеждали. Пока таких было всего двое: Вуди Аллен и Клинт Иствуд. В этом году приз получит Бернардо Бертолуччи, который каким-то чудом оставался без золотой ветви, хотя номинировался дважды. Бертолуччи не снимал ничего со времен «Мечтателей», но что-то там обещал, даже вроде в 3D. Пока покажут отреставрированную копию «Конформиста» молодого Бертоллуччи. Именно успех «Конформиста» позволил когда-то Бертоллучи заполучить Марлона Брандо для «Последнего танго в Париже». Но, если задуматься, именно «Конформист» лучший фильм Бертолуччи, и Канны отдают ему должное.

Кроме «Конформиста»,  в программе классики в это году стоить обратить внимание на полностью отреставрированную версию «Путешествия на Луну» Жоржа Мельеса. Всего через 109 лет после выхода фильма у реставраторов дошли руки, что разобрать фильм буквально по кадрам  (хвастаются, что их было 13 375), все обновить, почистить и собрать заново. Саундтрек к фильму зачем-то записала группа Air, что немного омрачает радость.

Первые на Луне                                        Кадр из фильма «Путешествие на Луну» реж. Жорж Мельес

Кроме того, покажут отреставрированную версию «Заводного апельсина» Кубрика, которую представит Малкольм Макдауэлл.

Ну и не стоит забывать отреставрированную версию замечательного фильма «Пугало» Джерри Шацберга. Фотография исполнительницы главной роли Фэй Данауэй попала на плакат фестиваля.

Канны проводят не только для того, чтобы вспоминать историю, но и чтобы писать ее. В этом году от Канн многого ждут, но вот к открытию успели не все, а кто и не захотел. Закончить свои фильмы не успели Вонг Кар Вай, Френсис Форд Коппола и Михаэль Ханеке. Но в любом случае, Канн будет играть мускулами, приглашая самых известных режиссеров.

Так, в этом году на открытии фестиваля покажут «Полночь в Париже» Вуди Аллена. Аллен с поразительной скоростью снимает кино (восемь фильмов за шесть лет),  которое все больше похоже на туристические открытки: Лондон, Барселона, теперь Париж. Ну и конечно, в одной из ролей у Аллена – жена французского президента Карла Бруни. А чтобы зрители не расслаблялись, во внеконкурсной программе покажут «Покорение» Ксавье Дюрринжера, в котором покажут карьеру самого Саркози.

Поцелуй навылет                                                     Кадр из фильма «Ночь в Париже» реж. Вуди Аллен

В конкурсной программе в этом году 19 фильмов. Главный сюрприз – «Дерево жизни» Терренса Малика.

Мамочки                                               Афиша фильма «Дерево жизни» реж. Терренс Малик

Малик – фигура легендарная. За 38 лет всего 5 фильмов в качестве режиссера. Разговоры о «Дереве жизни» шли с 2005 года (сразу после выхода спорного «Нового света»). В фильме должен был сниматься Хит Леджер, но, по понятным причинам, не вышло. Сведения о сюжете фильма приходится собирать по частичкам. Вроде бы история взросления мальчика Джека, начиная с 50-х и заканчивая нашими днями. Трейлер тоже ничуть не снимает неопределенность: искать в нем  хоть намеки на сюжет так же продуктивно, как искать сюжет «Дерева в жизни» в книжке Фрезера – там же тоже про деревья. В общем, «Дерево жизни»  – идеальный каннский выбор. Фильм от последнего затворника, живого классика  – хайп начался еще задолго до премьеры. Малик уже дважды был в Каннах, и один раз получал пальмовую ветвь за «Дни жатвы». Все сходится к тому, что «Дерево жизни» – главный аттракцион, и если фильм не будет провальным, то за режиссуру приз дадут. Хотя все эти гадания – от лукавого.

Второй аттракцион – «Меланхолия» Ларса фон Триера. Фильм начинается с гибели нашей планеты, после чего рассказывается семейная история, произошедшая до катастрофы. Триер как-то уж совсем выступает по ту сторону добра и зла: после скандала с «Антихристом» два года назад везет фильм опять в Канны. То ли Триер большая умница, то ли последний человек, но, в любом случае, все, что будет происходить вокруг фильма, занимательнее, чем сам фильм.

Лекарство от меланхолии                                                      Кадр из фильма «Меланхолия» реж. Ларс фон Триер

Между двумя тяжеловесами располагается пул каннских любимчиков. Здесь прежде всего интересен новый фильм Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу». Сам Альмодовар описывает фильм как свой дебют в фильмах ужасов и самую сложную свою работу. На главную роль он пригласил Антонио Бандераса, с которым он работал 20 лет назад в фильме «Свяжи меня».

Небольшой скандал уже случился с другим каннским лауреатом – Нанни Моретти. В конкурсной программе представлен его фильм «У нас есть папа», в котором избранный папа не хочет брать на себя эту ответственность, да и вообще не вполне вменяем.

Ватикан   уже    призвал    бойкотировать  этот фильм;  да и что говорить – в связи с беатификацией папы Иоанна Павла II ситуация выглядит крайне двусмысленной.

Папская область                                              Афиша фильма «У нас есть папа» реж. Нанни Моретти

Из провокационных фильмов стоит вспомнить еще разве что «Дом терпимости» Бертрана Бонелло, действие в котором происходит в борделе начала XX века. Бонелло уже дважды был в Каннах с картинами про транссексуалов и порнографов, теперь вот нашел новую благодатную тему.

Красиво отдыхают                                              Кадр из фильма «Дом терпимости» реж. Бертран Бонелло

 А еще в Каннах покажут первый конкурсный фильм в формате 3D с креативным названием «Харакири: смерть самурая». Это фильм любимого режиссера Квентина Тарантино – Такаси Миике. Он снял 80 с лишним фильмов, за год порой умудрялся снять штук по пять.

И если кто-то думал, что дороговизна 3D-технологий остановит графоманов, то вот вам ответ. Ну а каннским отборщикам нельзя отказать в чувстве юмора.

Фукусима                                          Кадр из фильма «Харакири: смерть самурая» реж. Такаси Миике

Кроме скандалов, в Каннах есть и кино, хорошее без всякого шума. Понятно, что сказать про все – никакого места не хватит, но два фильма стоят отдельного упоминания. Это новые фильмы Аки Каурисмяки и братьев Дарденн.

 Каурисмяки снимает неспешное кино. Поэтому и торопиться ему некуда. Предыдущий фильм «Человек без прошлого» он снял в 2006 году. В 2011-ом в Каннах покажут картину «Гавр» о взаимоотношениях чистильщика обуви (есть, оказывается, еще такая профессия) и чернокожего ребенка мигранта. Фильм снят на французском языке, что в совокупности с авторской любовью к социальному дну по идее возвращает кино в невинное состояние ранних фильмов – например, к любимым Каурисмяки фильмам Жана Виго.

Финская готика                                               Кадр из фильма 'Гавр' реж. Аки Каурисмяки

И наконец, братья Дарденн, главные любимчики Канн, в этом году представят свой новый фильм «Мальчик с велосипедом». Дарденн дважды побеждали в Каннах, а номинировались – четырежды. И, если честно, никто не будет против, если им что-нибудь дадут и в этот раз.

Велодорожка                        Афиша фильма «Мальчик с велосипедом» реж. Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн

Программу «Особый взгляд» в этом году возглавит Эмир Кустурица, сам никаким особым взглядом уже давно не отличающийся. Тем не менее, эта программа всегда чуть ли не интереснее основной. Ее фавориты – как всегда, те люди, которые нам неизвестны; но раскрученные имена есть и здесь.

Так, например, здесь будет показан новый фильм Гаса Ван Сента «Не сдавайся», про который пока сложно сказать что-то определенное.

Разносторонние взгляды                                           Кадр из фильма «Не сдавайся» реж. Гас Ван Сент

Ждать стоит новый фильм Хонг Джин На «Желтое море», второй фильм от автора блестящего «Преследователя». Корейцы сейчас снимают кино так, как это получалось в лучшие годы у Голливуда. Поэтому по крайней мере крепкий триллер гарантирован.

Бег трусцой                                                Кадр из фильма «Желтое море» реж. Хонг Джин На

 А если уж зашла речь о корейцах, то в этом году в «Особом взгляде» покажут новый фильм Ким Ки Дука «Ариранг». С Ким Ки Дуком произошла какая-то прямо литературная история: критика его сперва превозносила, а потом размазала (надо сказать, по делу). Последний фильм он снял в 2008 году. И поэтому как-то по-человечески хочется, чтобы он наконец снял что-нибудь приличное.

В «Особом взгляде» покажут  «Охотника» Бакура Бакурадзе. Бакурадзе уже был с «Шультесом» в Каннах, правда, тогда в «Двухнедельнике режиссеров», ориентированном на дебюты.

Прицельный огонь Кадр из фильма «Охотник» реж. Бакур Бакурадзе

С российским кино вообще в этом году в Каннах что-то не так. Сокуров решил не давать в Канны свой «Фауст». Завершающий фильм тетралогии о вождях XX века теперь поедет в Венецию. То ли фильм не был готов, то ли у Сокурова закончились деньги. Не будет в Каннах и «Истории арканарской резни» Алексея Германа. Стоит ли говорить, что Герман свой фильм еще не закончил. Да и история с тем, как освистали «Хрусталев, машину!», вряд ли добавляет Герману энтузиазма. В любом случае, уже хорошо, что Михалков со второй частью «Утомленных солнцем-2» не поехал. Плохой мир лучше хорошей войны.

А вот Андрей Звягинцев со своим третьим фильмом «Елена» успел вскочить в последний вагон. За неделю до начала фестиваля было объявлено, что фильм поедет в Канны, его покажут на закрытии программы «Особый взгляд». Таким образом, Звягинцев остается самым удачливым русским режиссером: все три его полнометражных фильма участвовали в Венецианском или Каннском кинофестивалях.

С многострадальным «Дау» Ильи Хржановского что-то не срослось. Совершенно очевидно, что фильм еще не закончен, да и истории о съемках этого фильма обещают оказаться интереснее результата. В целом ситуация с российским кино на крупнейшем фестивале провоцирует на глобальный вывод о кино на постсоветском пространстве. Но его как раз делать не стоит: например, немецкого кино в программе тоже нет.

И кто бы не победил в Каннах, все равно самый интересный фильм останется без призов. Потому что его покажут вне конкурса. Но как раз его и ждет большее число зрителей. Ждут даже те, кто врет, что ему это неинтересно.

Ну вы поняли 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Зомби, бандиты и школьницы

Кино

Лучшие сериалы 2010 года.