Авторитет имеет значение
Можно было не трогать всю эту ситуацию, дабы в очередной раз не ворошить осиное гнездо фейсбучных пользователей, которым, как голодным собакам нужна кость, чтобы грызть, пока зубы не сотрутся до мелких белесых осколков. Но дело не только в социальных сетях и новости, что разлетелась по многим медиаканалам: певец Михалок наехал на активиста Мотолько за то, что тому якобы не понравилась реклама «Белавиа» с Михалком. Всё дело – в несправедливости: одна известная персона перед тысячной толпой пытается высмеять человека, который ни сном, ни духом, и вообще даже не смотрел тот самый ролик, из-за которого поднялся такой (как мы раньше жили без этого слова) хайп.
Михалок – личность публичная. Стоит оговориться, здесь и сейчас, как и несколько лет назад его известность – не только к музыке и текстах, но и в гражданской позиции, которая давно стала противовесом создавшейся ситуации в стране. Сергей Михалок не боится говорить открыто, создавать песни-манифесты и вещать со сцены (будь она в Вильнюсе, в Минске или на хуторе Шабли) о том, что ему нравится или не нравится в нашей стране. Оставаясь при этом нормальным патриотом без заискивания и кокетливой проституции, которой грешат многие, прикрываясь высокой зарплатой и симпатичной мордашкой. Увы, в Беларуси весьма мало талантливых людей, которые не легли под систему. Мало тех, кто транслирует открыто недовольство, гнет и быт, но не в мелких постах в соцсетях, а в адекватном творческом процессе. Когда каждая песня – это твоя история, где метафоры и образы – четкая позиция и положение дел. Кому-то не по душе и кажется очередным заигрыванием с толпой, кому-то заходит на «ура», потому что в стране прилизанной идеологии не хватает ударного мощного трека, который разносит твою машину вдребезги, когда ты мчишь по ровным беларуским дорогам, и из окон рвутся знакомые слова о свободе.
Именно поэтому ситуация разбирается на атомы, если дорогой сердцу манифестант делает публичное заявление в колкой и присущей ему ироничной манере, понимая – это имеет значение. Но в ответе ли ты за свои слова? Будучи тем, кто собирает многотысячные залы поклонников (наконец разрешили) важно понимать – ты не просто диктор, ты уже апологет современных реалий, где каждый звук воспринимается как заявление, как постулат – и надо быть в ответе за каждое слово. Право, иначе, никак. Если в такой ситуации может выкрутиться Анна Бонд, известная своими экспрессивными па (за это, собственно, ее и любят), то фронт-певец отвечать за базар должен. И, казалось бы, публичная личность – тоже человек, к чему такое внимание? Но в суровых беларуских реалиях, надевая пиджак цвета определенной репутации, важно понимать: за твоей спиной не просто публика, а люди, которым важно то, что ты делаешь или говоришь. Потому что нам очень не хватает героев, мы в них влюбляемся и верим им. В рамках допустимой свободы.
Мочить того, кто с тобой – на одной линии фронта
Тот факт, что Сергей Михалок допустил ошибку, стало известно довольно быстро. Что бы мы делали без фейсбука? Пока Мотолько пытался выяснить, в чем дело и почему его имя полоскали на камерном концерте, ребята в соцсетях начали активно пиариться за счет очередного веселого скандала между двумя публичными личностями. Не забывая указывать, стоит ли об этом говорить, переживать, или вопрошая, кто это вообще такие? Святое дело – написать целый абзац на своей странице и, покрываясь потом, ожидать желанные лайки. Благодаря таким «фанатам» лента превращается в настоящий парад второсортных попыток юмора.
Ну а что еще делать, если ты не Мотолько и Михалок? Согласитесь, они оба находятся на линии одного фронта. Оба не просто застыли в популистском прыжке, пытаясь атаковать словесно из-за угла в вожделенном обороте подписчиков, а были не раз замечены в конкретных действиях, за которые многие их уважают да идут следом. Смелости да характера немногим хватает, что вполне нормально – не всем быть Моисеями.
Именно поэтому публичной личности можно простить многое. Даже если тебя поймают папарацци (простите) ковыряющимся в носу, публика поржет, но не осудит. Точнее, будет любить еще больше, ибо звезде не чужды обычные порывы, это приближает к простому народу и очеловечивает выдуманного героя.
Однако это не означает, что, выстроив вокруг себя аудиторию, ты можешь творить, что угодно, и говорить всё, что вздумается, без последствий. В нашей стране пока только некто может это себе позволить, остальным приходится взвешивать каждое слово и думать, для чего и кого ты это делаешь.
Иначе пой песни: «Беларусь сильная, Беларусь красивая! Самая моя, самая моя любимая!», увлажняя далекую провинцию и аудиторию гостелеканалов.
Но если ты тот самый воин света, то оставайся на стороне добра и не создавай искусственно кровавое месиво там, где его нет, свергая тех, кто борется вместе с тобой на том же поле боя.
Не лжесвидетельствуй, не создай пространство публичности за счет спущенных трусов
И если допустить мысль, что виной всему критика актерского мастерства со стороны любого известного человека, то неужели это ново? Любой, кто не боится публичных выступлений, любой, кто просачивается в сети, выступает в Арена-Сити, у Дворца Республики и собирает тысячи поклонников, априори должен быть готов к недовольной массе тех, кому не по нраву. Присказка про доллар – уже и писать неудобно. На то он и личность, что упрямо гнет свою линию, не опускаясь на дно грязных обсуждений и оправданий.
Но заявление сделано, рифма про Ольку-Мотольку въелась в сознание и оставила много недосказанностей. Точнее одну. Сергей Михалок наехал зря. Наехал артистично, бойко, но некрасиво. Как и любой другой человек, который остался недоволен критикой в свой адрес, прежде чем запускать речь в пространство, должен был разобраться, что к чему. Если ты не желаешь создавать вокруг себя бессмысленный пиар плохопахнущих разборок (что, очевидно, не про «народного» певца), то надо хотя бы постфактум извиниться. Потому что нельзя петь песни про «Родны край», а потом пускать в слив людей, которые покупают билет на твои концерты и не пишут про тебя гадости в байнете, как тебе об этом кто-то нашептал. Упоминая конкретную известную фамилию, нельзя уповать на то, будто это некий собирательный образ хейтеров и ты одним выстрелом убьешь всех сразу – под дружные аплодисменты. Тут сплошные косяки: и мишень не та, и ты не министр… дел, а тот, кого ты упомянул, – такой же, как и ты, на тех же баррикадах с теми же синяками и шишками.
Иначе это получается чья-то совершенно иная история, где человек создает пространство публичности за счет спущенных трусов, ругани и подлизывания к власть имущим. У нас тут, как ни крути, своя зона чистых озер и вылизанных проспектов, довлеющей идеологии и засилья чиновников, в котором меньшинство стремится бороться с создавшейся несправедливостью. Пытаясь изменить наш маленький беларуский мир к лучшему.
И раз уж оплошал в эфире, будь таким же смелым – извинись так же резко. Как тот самый четкий «пацан из самого настоящего анархо-синдиката», где признать свою неправоту – это сила, а не слабость.
Об этом стоит помнить каждому, за кем уже закреплена определенная репутация, общество, партия, район или компания. Иначе нет смысла продвигать свой идеал мироустройства, если ты не можешь отчитаться по фактчекингу. У нас ведь это обычное дело: задержать не того, сбить пьяным при мундире, сдвинуть столб, троллейбус не тот, женщины не похожи на моделей – виновата погода, журналисты, но только не ты.
P.S.
В воздухе витает мысль, что наезд был спланированным пиаром ролика Белавиа. В данном случае остается только в очередной раз разочарованно вздохнуть. Да, сниматься в рекламе абсолютно не зазорно. А в данном случае вызывает гордость, что лицом беларуских брендов становятся не выхолощенные лица со славянских базаров, а наши родные анархо-патриоты. Но убивает мысль, что за чей-то счет можно так некрасиво пиариться, оставаясь при этом теми, кого – как открыто заявлено со сцены – объединяет «светлое крепкое завтра», теми, за кем мы все подпеваем «Воины света, воины добра»…
Сережа, ты крутой, но, правда, надо извиниться.
P.P.S. от редакции
Вечером 11 июля Сергей Михалок набрал номер Антона и с ним нормально по-пацански поговорил. 15 минут. Этот факт определенно радует, но все, что вы только что прочитали, на самом деле не о двух людях, а о том, что публичному человеку нельзя просто так сказать что угодно и остаться незамеченным. Зоркi, безусловно, тоже люди, однако их слова, в отличие от гласа простого народа, имеют куда больший вес. И могут не нарочно стать тем самым неказистым танком, что сбил ни в чем не повинный столб.