Еще несколько моих мыслей про современные медиа.
1. Наиболее точно нынешнюю ситуацию описывает наблюдение австралийского редактора The Guardian: благодаря твиттеру и фейсбуку мы снова попали в допечатную эпоху, до Гутенберга. Института печатного слова (с авторами и редакторами, отбрасывающими ненужное) нет — снова перед нами незамутненный поток информации, свободно льющийся, как вода в кране. Почти как общение на базарной площади, только в твиттере.
2. Поскольку мы в эпоху до Гутенберга — методы противодействия информационному потоку соответствующие: мракобесие, инквизиция, средневековье — запретить, ограничить, вернуть как было, ветераны против.
3. Сам по себе свободный поток информации абсолютно нейтрален. Теоретически, это демократия, возведенная в абсолют: говори, пиши, читай, что хочешь. Проблема в том, что многие к такому неограниченному выбору не готовы, для анализа и выявления важных, этически и эстетически корректных вещей нужно включать мозг — а с этим часто проблемы.
Раньше газета «Правда» сообщала правильную картину мира, а теперь всё непонятно.
4. Раз всё непонятно, происходит интуитивное смещение интереса к простым и привлекательным нашему населению ценностям: отнять и поделить, мне все должны, ксенофобия, неприятие чужого мнения. Современные СМИ с удовольствием обслуживают эти интересы и остаются очень популярными. Классический пример: российская «Комсомольская правда», где после Майдана начался неконтролируемый ад.
5. Именно пункт 4 заставляет работать пропаганду — не пропаганда дурманит мозги, а одурманенные мозги требуют пропаганду. На самом деле, любая пропаганда бесполезна: электорат с легкостью может найти огромный объем либеральных, демократических, толерантных идей — но не хочет. Пропаганда упорядочивает поток информации, снова знакомая газета «Правда».
6. Как вывести людей из такого печального состояния? Краткий ответ — никак, это не задача медиа. Каждый народ заслуживает и своих политических лидеров, и свои популярные СМИ.
Источник: Facebook Александра Стельмаха