Что минские рекламисты думают о Бегбедере

Культ
Француз Бегбедер на заре нулевых был копирайтером. Пока не вышла его книга «99 франков», из-за которой прозаика уволили из рекламного агентства «Young and Rubicam». Перед приездом Бегбедера в Минск с dj-сетом 29 ноября редакция KYKY узнала у белорусских рекламистов, как они относятся к его творчеству: врет ли книга«99 франков», хорош ли ее герой Октав и хотели бы они пожать Бегбедеру руку.

Француз Бегбедер на заре нулевых был копирайтером. Пока не вышла его книга «99 франков», из-за которой прозаика уволили из агентства «Young and Rubicam». Перед приездом Бегбедера в Минск с dj-сетом 29 ноября редакция KYKY узнала у белорусских рекламистов, как они относятся к его творчеству: врет ли книга«99 франков», хорош ли ее герой Октав и хотели бы они пожать Бегбедеру руку.

Фото из ФБ Веры Филенко
Вера Филенко, креативный директор BBDO Yaskrava

«Когда-то рекламщики были чем-то вроде рок-звезд: для того, чтобы снять девушку в баре, достаточно было сказать, что ты копирайтер (You say you are a copywriter and she's pulling down your briefs in a minute! — ностальгически вздыхал мой израильский друг). Бегбедер породил героя, который вызывал классовую ненависть, никакого сочувствия и бездну зависти: цинизм, необъяснимо огромные и легкие деньги за три строчки текста. Кокаин, съёмки, тачки, шмотки, телки, угар, рефлексии, кокаин, Париж, на-работу-к-полудню-с-легким-похмельем, кокаин.

Белорусский копирайтер в большинстве случаев из этого списка мог позволить себе лишь цинизм, рефлексии и легкое похмелье.

Белорусский копирайтер в моем лице читал книгу со смесью усталого отвращения и вежливого интереса — наверное, так врачи из районной больницы смотрят сериал «Доктор Хаус»: все это прелюбопытнейшее вранье. Моя мама прочла книгу и в ужасе спросила: «И ты в этом работаешь? И у вас все тоже так?». Я с чистой совестью сказала: «Нет, мама, у нас Все Не Так». Между белорусским копирайтером и Октавом лежит разочаровывающая пропасть, в которую так и тянет рухнуть, но сила ее в незнании. И если бы я прочитала «99 франков» до того, как начать работать в рекламе, то наверняка бы в ней уже не работала».

Богдан Коровец, креативный директор Astronim*

«Циничный романтик и герой нашего времени Фредерик Бегдебер со своими «99 франков» - кристально чистый рекламный продукт. Как и его любимый кокс - такой же дурманящий для молодых умов и такой же эфемерный, как и его описание профессии рекламиста! Типичная история, где пару стереотипов некой профессии изъяты и раздуты до размера аксиомы. Как результат - крепкая любовь прохожих за замочную корпоративную скважину и легкое презрение от профи... И, кстати, он же романом доказал всесильность не рекламы - но медиа!?»

Фото из ФБ Кати Сакович
Катя Сакович, руководитель smm-отдела Getbob digital agency

«Любить Бегбедера никогда не было модно. Это примерно как любить Минаева или Мураками - попса. Знаменитым его сделали «99 франков», но о рекламе там совсем немного: высмеивание консьюмеризма да парочка стереотипных и угловато-плоских образов креативщиков и клиентов, ирония капитализма над капитализмом. Лично меня в Бегбедере привлекает честный цинизм. Я прочитала сначала не «99...», а «Романтического эгоиста», «Рассказы под экстази», «Каникулы в коме» - это такие бульварные романы, но более жесткие и агрессивные. Любимой стала книга «Любовь живет три года». Пелевин, Паланик, Буковски, Уэлш - крутые писатели, но им и дела нет до любви и отношений, а тут на тебе: взгляд на любовь со всеми инсайтами и без розовых соплей, это почти как Стендаль, но со шлюхами и сексом... За это я и люблю Бегбедера, хоть это и не модно. Он сумел нахулиганить в той нише литературы, в которой любое упоминание наркотиков было чревато попаданием в серию «Андеграунд» в оранжевых обложках.

А еще мне просто нравятся плохие персонажи, такие, которые могут наблевать на свой дорогой костюм, переспать с самой красивой русской моделью, а потом откровенно сказать ей, что она дура».

Влад Савельев, креативный директор агентства NEF\TBWA

«Бегбедер попал в струю, что называется, когда рекламная отрасль была на подъеме. «Каннские львы» и все дела - ну, не писать же о французских фермерах! Опять же, он писал о себе и о жизни отрасли. Получилось хорошо, несмотря на то, что это выдумка, приукрашение действительности. Но это на картинке весело, в реальности это адский труд. Работа не с 9 до 6, а 24 часа. Рекламному миру на западе несколько сотен лет, а у нас не будет и двадцати. Я склонен верить, что там, в рекламных агентствах, сюжеты Бегбедера вполне реальны. А нашему рынку расти и расти.

Кстати, руку я ему жал в Москве, в закулисьях Московского фестиваля рекламы. Правда, «ахвотникаў» было много, поэтому только рукопожатиями и отделался, поговорить не удалось».

Фото из ФБ Юлии Раукуть
Юлия Раукуть, копирайтер в «ПроспектПресс»

«Технически книга хорошо написана, но вставляет ли она? Работа в рекламном агентстве, большие деньги и приключения с наркотиками - это развлекалово для людей, которые не работают в рекламном бизнесе. В белорусском так вообще все иначе. Когда я в 2006 году пришла в минское рекламное агентство, директор спросил: «Ты знаешь, кто такой копирайтер?» Я ответила: «Нет». А он: «Это честный ответ. Потому что никто не знает». По смысловому наполнению, думаю, нам Пелевин ближе, он лучше все описал в «Generation Пи». Хотя по времени создания он вообще уже кажется историческим. А Бегбедера можно почитать на пляже и поковыряться в носу. Сейчас бы читать ее я не стала».

Александр Капелевич, креативный директор SUP

«Книга «99 франков» крутая, мне она в свое время очень понравилась, в отличие от последующих творений автора (тут к вопросу о рукопожатии). Только я бы рассматривал «99 франков» все же в качестве художественного произведения, а не инсайдерского репортажа из рекламного мира. Ничего бы сильно не изменилось, работай герой, скажем, в Microsoft или DHL. Тех же, кто под впечатлением романа пойдет работать в рекламу, особенно на постсоветском пространстве, ждет глубокое разочарование: на спорткары, наркотики и дорогих проституток здесь не заработать... Да что там, съемки за границей - большая редкость. Но на то она и литература - если не приврать, кому это будет интересно? Брифы, сметы, презентации, доработки... Зачем, кстати, маэстро в Минск - автографы раздать?...»

Понять, что француз будет делать в Минске в Блек Холл в эту пятницу, можно, посмотрев видео с киевской party:

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Здравствуй, профессия

Культ

Пиарщики в Беларуси появились в начале 90-х. В официальных документах саму профессию называли как угодно: чаще специалист по рекламе и маркетолог. Теперь Министерство труда и соцзащиты РБ внесло «специалиста по связям с общественностью» в квалификационный справочник должностей. Об особенностях профессии рассказывают девушки, выбравшие в жизни дорогу пиарщика.