«Я не ожидала столько позитива, сколько вызвал этот клип. А вот негатив – это как раз было ожидаемо. Но вот когда тебе угрожают – это намного сложнее, чем ты себе представляешь». Зере Асылбек – кыргызская активистка и певица. Её клип «Кыз» наделал шума в интернете – хотя нам он не покажется радикальным, для родины Зере это просто прорыв. KYKY поговорил со смелой девушкой о свободе, равенстве и Кыргызстане.
«Почему я должна быть такой, как хочешь ты?»
Зере Асылбек 19 лет, и 13 сентября она взорвала интернет клипом «Кыз». Если вкратце, она появляется в кадре в сиреневом бюстгальтере и жакете в окружении кыргызских девушек разных типажей и уровня эмансипации, а поёт примерно такой текст: «Никто мне не скажет: это не надевай, то не делай. Почему я должна быть такой, как хочешь ты и остальные?» И если для Беларуси это уже пройденный этап феминизма, то для Кыргызстана видео имело эффект бомбы, которая поражает всё вокруг, задевая и создателя. Зере уже минимум дважды угрожали расправой – буквально писали, что хотят её казнить. Конечно, у клипа-манифеста появилась и армия поклонников, а Зере стали воспринимать чуть ли не главной феминисткой страны.
Надо сказать, в основном общественность потряс не текст песни, а обнажение перед камерой. В прошлом году художница и дочка президента Кыргызстана Алия Шагиева написала в Facebook пост с поддержкой публичного кормления грудью. Из-за травли, которая началась после этого поста, она просто фатально удалила свой аккаунт.
Откуда название «Кыз»? «В иерархии стыда (на этот счёт у киргизов есть расхожее выражение «уят эл эмне дейт» — «стыд, что люди скажут») и публичного осуждения молодая девушка занимает место в самом низу. «У кыргызов, есть пословица «Кызга кырк үйдөн тыюу», что означает «девушку могут воспитывать все». И прикрываясь этой пословицей, все лезут в личную жизнь девушки», – объясняет Wonderzine. Сейчас у клипа Зере 250 000 просмотров. Журналисты Кыргызстана прочли тысячу комментариев под её видео и сделали вывод: среди тех, кто поддерживает Зере, больше женщин. Мужчины — в основном, злые и агрессивные. Но отрицательных комментариев от женщины все равно больше, чем положительных – от них же.
В глобальном рейтинге Doing Business Кыргызстан находится на 70 месте. Беларусь – на 38-м. А в индексе социального прогресса Кыргызстан зафиксировался на 78 месте, для сравнения, Беларусь – на 46. В Бишкеке есть объединения, которые занимаются проблемами гендера и просвящением населения. Но в провинции женщина всё еще закована в ролевую модель housewife, которая прислуживает мужу и никогда не перечит. А в СМИ время от времени появляются новые истории похищения девушек ради принудительных браков и, соответственно, насилия в семье. Парень просто увозит «невесту» к себе, не выпуская из дома, и потом ее ставят перед фактом, что ее родители одобрили «союз». Некоторым женщинам удаётся сбежать или расторгнуть такое замужество, но их мало. По исследованиям фонда ООН, каждый пятый брак в Кыргызстане может оказаться именно таким. Впрочем, при всём этом западные СМИ периодически включают Киргизию страну в список открытий для путешественника, осписывая красоты Бишкека и озера Иссык-Куль. А мы говорим с Зере о том, как это всё умещается в одной стране.
«Раньше я сама была среди людей, которые, осуждали феминизм и ЛГБТК-сообщество»
KYKY: Зере, каково это – быть прогрессивной женщиной в Центральной Азии?
Зере Асылбек: Наверное, равносильно тому, как и быть просто прогрессивным человеком в Центральной Азии. Но женщинам, к сожалению, здесь и правда приходится ломать намного больше стереотипов, чем мальчикам. Элементарно: в погоне за собственной карьерой мужчинам проще реализовываться, женщинам буквально на каждом собеседовании и встрече нужно психологически доказывать работодателю, что несмотря на твой пол, ты умеешь работать, владеешь определенными навыками. Я уже молчу об «обычных» бытовых темах: распределении обязанностей внутри дома, когда мужчина типа зарабатывает, а женщина должна готовить, мыть посуду, убираться и так далее. Это как будто бы происходит само собой и не обсуждается в нашем обществе.
KYKY: Ты участвуешь во многих социальных проектах. Расскажи про них подробнее. Есть ли реальные изменения во «внутренней» жизни Киргизии? Какая сфера требует изменений сейчас и больше всего?
Зере: Проекты, в которых я работаю, связаны с разными социальными вопросами: дошкольное и школьное образование, работа с подростками, освещение тем, которых обычно в школе не обсуждаются. Есть вещи, связанные с гендерным равенством и экологией. Мы работали с детьми с ограниченными возможностями в специальном месте, похожем на детдом, – это был нереальный для меня опыт, я переосмыслила очень многое. Поняла, в каком мире живут они, в каком – я, какие даже у меня существуют стереотипы. Ведь мы склонны дистанцируем такого рода людей, как будто бы они не принадлежат обществу. А они чувствуют себя абсолютно нормально, пока мы сами не начинаем их «отделять».
Реальные изменения в жизни страны есть, но их не увидеть и не пощупать руками, потому что это всё происходит на уровне менталитета. У людей здесь меняется мышление, они становятся более open-minded. Я всегда сужу людей по себе – может, иногда это плохо, но три года назад я сама была среди людей, которые, не ленясь, строчили хейтерские комментарии, осуждали феминизм и ЛГБТК-сообщество. Я сама была на той стороне, «там». А потом осознала, что человек, который не похож на меня и большинство, может быть хорошим в своих деяниях. И мне стало элементарно интересно! Оpen-minded – это про интерес, а не про то, как принято сразу хейтить и выступать против. Всё это круто перерабатывать в уважение.
Я раньше ужасно осуждала Кончиту Вурст, мы с пацанами жестоко обсуждали её... А сейчас понимаю, насколько я была глупенькая, а она – смелая.
Больше всего изменений требует наша сфера образования – и я сейчас не говорю про законодательный единый план, а про точечные изменения в самых разных сферах. Например, я выступаю за то, чтобы медиа более ответственно относились к контенту, который они предоставляют. И пытаюсь повернуть их контент в сферу образования.
KYKY: А как у вас обстоят дела со СМИ? Бывает ли тебе за них стыдно, есть ли разделение на пропаганду и условную свободу слова?
Зере: Ага, у нас СМИ тоже разделяются на государственные и негосударственные, хотя вторые особо это не афишируют. Но я горда нашими СМИ, потому что некоторые из них бесстрашно обсуждают политические скандалы, например. Но, говоря про медиа, я больше имела в виду шоу-бизнес, вайнеров, инстаграм-блогеров и так далее. Они часто искажают реальность, не задумываются над посылом, какие ценности это несет, как в этих роликах представлен образ девушки, даже если это смешно. За ними же следят очень много людей, у них есть колоссальная власть! А они не чувствуют за неё ответственность. Сейчас телек особо никто не смотрит, поэтому главные инфлюенсеры – медийные личности.
КЫЗ. «Когда тебе угрожают на деле – это намного сложнее, чем ты себе представляешь»
KYKY: Клип «Кыз» – осознанная провокация? Ты понимала, что угрозы могут оказаться слишком реальными? Был ли случай, где тебе физически пришлось постоять за себя?
Зере: Да, и я понимала, что реакция может быть слишком разной, но я была к этому готова. В психологическом плане – сама себя подготовила, что мне должно быть плевать на деструктив в комментариях. До ужаса не доходило, но однажды был момент: еще чуть-чуть – и дошло бы до физической расправы. В самый первый день видео разлетелось с бешеной скоростью, и я так же бешено радовалась. Перед релизом я сомневалась, что клип достаточно провокационный, думала, что я зря потратила своё время и время своих друзей. При этом я не ожидала столько позитива, сколько вызвал этот клип. А вот негатив – это как раз было ожидаемо. Поначалу я читала комментарии, чтобы понять, что об этом думает среднестатистический гражданин Кыргызстана, а потом перестала. Но вот когда тебе угрожают на деле – это намного сложнее, чем ты себе представляла и планировала..
KYKY: Как на видео отреагировали твои земляки, соседи/друзья?
Зере: Я не знаю, если честно, в этом плане у них молчок. Это если говорить именно насчет соседей и малознакомых людей. После клипа меня либо поддерживали, либо молчали – негативных комментариев от людей, которые меня лично знают, не было. Друзья очень сильно радовались, потому что понимали: это то, чего я добиваюсь. Ну и они были более-менее в курсе процесса съёмок. Поэтому когда началась волна негатива, мы наблюдали за ним вместе.
KYKY: Расскажи подробнее про случай убийства девушки, из-за которого ты и решила снимать клип.
Зере: Это не совсем достоверная информация, просто в нашей стране, грубо говоря, случай кражи невест дофига. А случай с Бурулай вызвал большой общественный резонанс. Моё видео не из-за одного случая снималось, а из-за общей картины в стране. Но случай с Бурулай... Он очень сильно меня задел. Лично меня. Девушку похитили в качестве невесты, а она не захотела оставаться в той семье. Их вместе с похитителем привезли в отделение милиции, где по неизвестным причинам оставили наедине в одном из кабинетов милиции.
Похититель нанес множество ножевых ранений Бурулай, а затем и себе. Девушка не выжила, он – да.
Когда услышала об этом, была в шоке. Только тогда ко мне пришло осознание того, что такое происходит по всей республике, в регионах. Это настоящая трагедия, причем в здании милиции, где, казалось бы, можно чувствовать себя полностью защищенным.
«В Кыргызстане многие даже не понимают, что их свобода ограничивается»
KYKY: Как считаешь, нормально ли в 21 веке получать угрозы за музыкальное видео, где под пиджаком певицы виден кружевной лифчик?
Зере: Я считаю, что в любое время и в любом веке это было, есть и будет. Кто-то всегда будет получать угрозы за что-либо. Но, конечно, это не нормально.
KYKY: В Киргизии до сих пор существуют кражи невест и главенствует патриархат. Есть ли у вас закон, защищающий женщин от бытового насилия? Заявляют ли сами женщины о своих правах?
Зере: Да, хотя я очень не люблю называть эту «традицию» кражей невест, потому что происходит настоящая кража человека. Мы ведь так говорим про уголовные дела – «похищение человека», а не невесты, это звучит более серьезно. Иначе многие это воспринимают просто как традицию. Не знаю точно насчет формулировки закона, но уверена, что есть какой-то акт, который может защитить жертв домашнего насилия. Конечно же есть женщины, которые об этом заявляют, но есть и те, которые просто молчат.
KYKY: Много ли в Киргизии мужчин-феминистов? Как тебя воспитывал отец?
Зере: На моё удивление, их оказалось куда больше, чем я ожидала. Причем есть и те, которые занимают политические и другие «важные» посты – предприниматели, бизнесмены. Ситуация с этим не настолько плачевная, насколько могла бы быть. А мой отец воспитывал меня как человек, который просто должен воспитывать своего ребенка: не было «ты девушка, а значит должна или не должна делать или не делать разные вещи». У меня было довольно либеральное воспитание со стороны отца – по сравнению с другими девочками. Он всегда подчеркивает, насколько важно найти свое место и дело. Так что я никогда не чувствовала ущемления в гендерном плане от папы.
KYKY: А от мамы?
Зере: Если сравнить мою маму и среднестатистическую маму киргизской девушки, она намного демократичнее и либеральнее. В какой-то мере она тоже карьеристка и постоянно воспитывала меня так, чтобы я нашла свое место в этом мире, сделала карьеру – вот такие штучки. Но если сравнивать маму и папу – отец выигрывает в плане демократии в воспитании. Я счастлива, что мне удалось родиться в такой семье. Если бы не их поддержка, я вряд ли стала что-либо делать.
KYKY: Что изменилось в твоей жизни после клипа? Первая волна в СМИ уже утихла.
Зере: Люди начали меня узнавать, сейчас я поняла, что многие воспринимают меня как мамочку феминизма в Кыргызстане. Волна и правда утихла, но все равно я рада, что оставила в голове у людей вот такую мысль. Она же есть и будет затрагиваться, никуда не исчезнет.
KYKY: Можно ли быть свободным, живя в Кыргызстане? Что для тебя свобода?
Зере: Свободным можно быть везде, потому что мы сами отвечаем за свою свободу. Если что-то её ограничивает, мы должны про это говорить. Быть или не быть свободным – это только вопрос выбора. В Кыргызстане проблема в другом: многие люди даже не понимают, что их свобода ограничивается, не допускают мысли, что может быть как-то по-другому. Для меня свобода – это когда человек делает разные вещи не для того, чтобы понравиться обществу и соответствовать требованиям родителей, друзей и т.д. И в случае девочек – не ради парней или подписчиков в инстаграме, а исходя из собственных внутренних побуждений. Свобода – это знание, что осуждение будет всегда, но человек все же должен поступать так, как сам считает нужным, заранее чувствуя безразличие к деконтруктивному осуждению людей.
«Есть радикальные люди, а не религии»
KYKY: Ты исповедуешь ислам? Может ли он быть демократичным и почему все чаще его называют радикальным, особенно в Киргизии?
Зере: На самом деле, я предпочитаю не говорить о том, какую религию я исповедую, потому что это личный выбор любого человека. Я не поддерживаю то, что многие люди называют определенные религии радикальными: есть радикальные люди, а не религии. Это люди радикалисты, но это не означает, что целая религия тоже вот такая. Я знаю, что есть огромное количество демократичных мусульман, христиан и иудеев. Список может продолжаться, но, к сожалению, в нашем мире есть радикально настроенные люди.
KYKY: Ты рассказывала, что «старшее» старшее поколении Киргизии может сделать замечание в автобусе мальчику в шортах. А есть ли что-то из традиций, что ты считаешь адекватным или даже национальным достоянием?
Зере: Я люблю традиции, праздники, культуру, одеяния. Всё это очень круто и сильно сближает людей между собой. Но, как говорит мой папа, по сути традиции, религия и законы должны помогать людям развиваться. А если что-то из этих компонентов мешает развитию и лимитирует потенциал, то всё это нужно менять.
KYKY: Тебе 19 лет. Чем ты будешь заниматься дальше?
Зере: Пока что займусь творчеством разного плана: музыкой, театром, планирую получить профессиональные театральные знания в англоязычной сфере театра. Я хочу выходить на мировой уровень и открывать его для наших творческих людей. Мне кажется, что так я смогу сделать еще больший вклад для Кыргызстана и развития мирового мышления. Ну и в том числе для решения социальных проблем в нашем обществе.
«За десять лет Кыргызстан изменился очень сильно»
KYKY: Единственная в истории стран СНГ женщина-президент, Роза Отунбаева, появилась именно в Киргизии. При этом большинство жительниц страны могут назвать себя «угнетенными». Как так?
Зере: Я её очень люблю и ценю. Более того, её ценит вся страна, теперь она экс-президент, но в своё время она как раз перешагнула через эти угнетения общества, через психологическое давление и поднялась настолько высоко, что стала президентом. Это делает её вдвойне уважаемой: как президента и как женщину-президента. При этом да – большинство жительниц могут назвать себя угнетенными. Это те, кто не пытается перешагнуть и не вкладывается в решения социальных проблем, которыми они как раз угнетаются.
KYKY: Как Кыргызстан изменился за последние десять лет? Любая сфера: общепит, правозащита, население, политика, бизнес. О чем бы ты и подумать не могла, будучи девятилетней, что появится в стране сейчас?
Зере: За десять лет Кыргызстан изменился очень сильно. Особенно в информационном плане.
На людей навалилось очень много контента, особенно в интернете. Поэтому волей-неволей у большинства из них стремительно развилось критическое мышление.
Об истории, о политике, о бизнесе, о творчестве – да обо всём. Например, когда я училась в средней школе, я и подумать не могла что существует столько разных сфер деятельности. Моё понятие о профориентации ограничивалось базовыми школьными предметами.
На самом деле, когда я говорю иностранцам, что я из Кыргызстана, они в первый раз это название слышат (к русскоговорящим это, конечно, не относится). Поэтому я люблю быть в роли говорящего проводника в свою страну: ведь для них это что-то совсем новое. Я всегда подчёркиваю нашу природу и колорит людей в удивительном для иностранцев сочетании кочевой Азии с восточной культурой и российской историей. Да, у нас стремительно растёт эмиграция. Но большинству мигрантов свойственно возвращаться домой.
KYKY: Вы говорите на родном языке? Чем отличается жизнь крупных городов и окраин?
Зере: Я говорю на родном языке, но, к сожалению, не так хорошо, как хотелось бы. Это связано с тем, что я родилась и выросла в Бишкеке и получила образование на русском. Жизнь людей в городе классически отличается от жизни в селе. В городе более-менее есть удобства современной жизни, чаще в технологическом плане. В сёлах этого гораздо меньше. Поэтому, если вы будете в Кыргызстане, очень советую не зацикливаться на изучении столицы слишком много. Так как особенности жизни и культуры кыргызстанцев намного чаще можно увидеть в окраинах. Обязательно съездите на озеро Иссык-куль. Ну и в принципе, если вы любитель гор, то наша страна – идеальный вариант. А вот в плане еды очень советую национальные напитки (чалап, максым или жарма жарма) – они космические!