Участница проекта «Супер Мама»: «Я не считаю, что призывать рожать много детей – это правильно»

Герои • Диана Вашкель
в Минске все чаще проводят конкурсы для многодетных мам, являющихся бизнес-леди. Представьте себе чемпиона по тайскому боксу, который спит 15 минут в день и умудряется по ночам работать над созданием искусственного интеллекта – обществу интересно, как этот человек умудряется все успевать. Така Тихонова, одна из участниц проекта «Супер Мама», который призван продемонстрировать белорусам плюсы большой семьи, ответила на вопросы KYKY.

На протяжении долгого времени в обществе бытовало мнение, что многодетные семьи – это обязательно плохие воспитание и гигиена. Однако с каждым годом в стране многодетных семей становится все больше. Кто-то говорит: «понарожали», чтобы квартиру просто так получить, кто-то считает, что семьи, в которых много детей – это семьи в которых родители не особо ответственны, а кто-то, такие как наша героиня, просто любят своих детей, и готовы рожать столько, сколько Бог даст. Така, как и все остальные участницы проекта «СуперМама», помимо того, что стоит во главе семьи из шести человек (четверо дети), она еще и занимается своим делом. У нее небольшая мастерская игрушек TAKA ZAKA TOYS. Игрушки она шьёт давно, просто однажды их стало очень много, и она поняла, что хобби может не только радовать, но и приносить прибыль.

KYKY: На самом деле, у меня к Вам очень много вопросов, но я даже не знаю, с какого начать: дети, работа, конкурс… Начну, пожалуй с имени, оно у вас очень необычное.

Така Тихонова: Это ненастоящее мое имя. С детства мне было некомфортно с именем Татьяна, которое звучит так, как будто я кого-то чем-то сильно обидела. Моим родителям было это известно. Меня называли как угодно: Танчиком, Татой, Танком, пока однажды кто-то не назвал меня Такой. Все с тех пор я перестала быть Таней и превратилась в Таку.

KYKY: А как Така пришла к тому, чтобы завести такую большую семью? Кто-то показал хороший пример?

Т. Т.: Нет такого примера. Я и сама не из многодетной семьи, и муж не из многодетной, и друзей таких у нас нет. Просто так получилось. Хотя мы всегда знали, как назовем наших детей. То, что первого будут звать Тимофей, мы знали на 100%. Имя для второго тоже придумали еще до того, как он родился. Когда на свет появился второй – мы уже придумали имя для девочки, и через десять лет родили девочку, и не поверите, сразу же придумали имя для второй девочки. Сейчас уже стараемся не предполагать, как будут звать следующего ребенка (смеется).

KYKY: TAKA ZAKA TOYS – это ваша мастерская. Расскажите немного о своем занятии.

Т. Т.: Я дизайнер игрушек. Тот дизайнер, который вообще не использует швейную машинку, а все-все-все делает руками. Надеюсь, у меня хорошо это получается, и вообще, это единственное, что получается у меня профессионально. Я долго к этому шла, и наконец, пришла. Сейчас я работаю в режиме домашней мастерской, так как младшенькие детки у меня еще маленькие, но думаю, что через полгодика я выйду уже на следующий уровень, найду команду и перестану тормозить заказы. А сейчас пока мне нужно побыть немного мамой.

KYKY: Сейчас многие говорят, что детей рожают, чтобы получать бесплатные квартиры и жить на детские пособия. Но, как я знаю, ваша семья на протяжении долгого времени жилье снимает. Как так вышло?

Т. Т.: Сложно рассказать об этом вкратце. От отца моему мужу по наследству досталась в Светлогорске малосемейка в целых 12 кв.м. И так получилось, что больше негде нам было прописаться, кроме как в городе, в котором я была всего два раза. Как раз поэтому, куда бы мы не приехали – мы понаехавшие, и никому не интересно сколько нас человек и по какой причине мы оказались в Минске. Нас всегда отправляют в Светлогорск. Мы 12 лет жили и работали в Витебске, но из-за иногородней прописки стать на очередь было нельзя. Приехали в Минск – тоже самое. Только не подумайте, что мы сидели сложа руки! Очень долго и упорно мы сражались и пробовали различные варианты. Разве что не пытались пойти и «купить» всей семье прописку, так как лишних денег в семье нет. Мы писали «много разных содержательных писем» разным важным людям, с просьбой не дать нам бесплатное жилье, а просто дать возможность хотя бы стать на очередь!

Вот так и получается – своего жилья нет, на очередь стать не можем, а снять хорошую квартиру также непросто, ведь мало кто готов сдать жилье многодетной семье.

KYKY: А вообще, когда планируешь детей, наверняка, вопрос о финансовой стороне становится очень остро. Вам не становилось в какой-то момент страшно?

Т. Т.: Во-первых, я не знаю, что такое планировать детей. Это ведь чудо и мечта, а мечты нельзя планировать. По крайней мере, в нашей семье было так. Конечно, с финансовой стороны это очень сложно, но как говорит мой муж, и он неоднократно это повторяет, дети для него – вдохновение, они его невероятно подстегивают. И я реально замечаю, как с каждым днем он все более и более окрылен. С какой-то стороны это плохо, так как порой в важные моменты его нет рядом, но обижаться на это нельзя. Я им очень горжусь. Недавно от Анны Трубачёвой я услышала такую фразу, которая внутри меня таилась очень долго, и я по-настоящему боялась произносить ее вслух, но теперь, после того, как я услышала, что ее обсуждают, я тоже могу ее произнести: «При всей любви к своим детям, энергию и вдохновение я черпаю не только от них». Мне безумно нужны и эмоции, полученные со стороны. Это совершенно обо мне. Я не могу общаться только с детьми. Да, они дарят энергию, но как дарят, так ее порой и отнимают. Поэтому иногда мне нужно зарядиться, чтобы потом с этим зарядом прийти к ним, прийти в творчество.

KYKY: Я слушаю вас и понимаю, что просто растить детей – это уже непросто, но ведь помимо этого есть и другие проблемы: кто-то может заболеть, у кого-то трудности. Сейчас самое время задать вопрос от Саши Романовой, главного редактора: а зачем позиционировать многодетность и ведение бизнеса как нечто нормальное, если на самом деле – это очень тяжело для обычного человека?

Т. Т.: Нет. Я не считаю, что призывать к тому, чтобы рожать много детей – это правильно. Скорее, это возможность показать, что нет ничего невозможного. Что большая семья – это вовсе не крест на карьере, что большая семья – это просто здорово. Но я никогда никому не скажу, что нужно заводить детей. Дети – очень личный вопрос. Поверьте, есть такие пары, у которых нет детей, и это их выбор. И мотивировать их и говорить, что уже пора – неправильно. Так можно проронить подобную фразу тем, кто детей иметь не может, и нанести человеку сильную душевную травму. К ребенку нужно быть готовым морально. Не просто его хотеть, но быть готовым. Так вышло, что я о детях задумалась очень рано, Тимофея я родила в 19. Но я никогда не буду никого призывать быть такой же как я. Это со стороны так кажется, что кто-то там успешный и красивый, многодетный, все успевает, отлично выглядит. Не нужно забывать, что это обертка. На самом деле, это очень трудно. Взять даже тот момент, что дети – очень шумные. А вы представьте только, если их четверо? Минусов у большой семьи может быть где-то и больше, чем плюсов. Просто о минусах ты со временем напрочь забываешь. Как во время родов: сначала тебе очень больно, но потом, какая разница, если ребенок – это счастье.

KYKY: На финале проекта «Супермама» большинство партнеров отдали свои голоса за вас. Вы не стали победительницей, но практически все подарки достались вам. Что в вас есть такого, чего не увидели в других участницах?

Т. Т.: Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Мне в тот вечер было так хорошо, что я ничего не помню! Как бы то ни было, проект помог мне поверить в себя, переступить через какие-то страхи и, самое главное, помог сделать все для того, чтобы мои дети мной гордились!

KYKY: Найти время на участие в проекте, наверняка было непросто? Я слышала, что, когда женщина становится мамой, в ее сутках прибавляется еще несколько дополнительных часов. Расскажите о том, как проходит ваш день?

Т. Т.: Подъем в шесть утра. В 6.15 я бужу старших и у меня есть полчаса, чтобы их собрать, накормить и отправить в школу. Варить чай, готовить завтрак и собирать собойку нужно очень тихонько, чтобы не разбудить малышек. После того, как старшие ушли, у меня есть 10 минут, чтобы привести себя в порядок, перед тем, как разбудить девчонок и начать собирать их в сад.

Потом уже, когда я отвела девочек в сад, я прихожу домой, завариваю себе крепкий кофе и принимаюсь за работу. Как правило, получается так, что кофе уже остыл, и на часах 17.00, то есть пора забирать девочек из сада.

Настолько я увлекаюсь работой, что для меня день проходит жутко-жутко быстро. Потом, когда все возвращаются из детского сада и школы, до самого вечера я могу быть только мамой. Уже после того, как дети легли – снова могу заняться работой или посвятить свободное время себе. Свободное время – это значит, что я уже справилась с домашними делами, напекла пирожков, сварила борщ, везде убрала, и вот то, что остается – это мое свободное время. Вообще, времени никогда ни на что не хватает. Во всяком случае то, что планируешь на будущий день, ложась спать, никогда сделать не успеваешь. Я пыталась быть такой, как учат умные книжки, то есть вести ежедневник, планировать, но поверьте мне на слово в «ритме мамы» это не работает. Я, например, не представляю, как можно выделить «определенное время» на малыша. Это ведь невозможно. А уж если у тебя четверо детей, то об этом лучше даже не думать, не то что реализовать на практике. По крайней мере, не получается у меня так. И я очень рада, что то дело, которым я занимаюсь, не требует четкого временного разделения.

KYKY: Но ведь случаются иногда моменты, когда хочется от всего убежать, опустить руки. Как вы с этим справляетесь?

Т. Т.: Усталость всегда приходит в гости незаметно. Но на такой случай, у меня всегда есть муж-супермэн, который собирает мой чемодан и увозит меня на денёчек в свою командировку. Вот только случается это очень редко, так как бабушки и дедушка живут далеко.


Фото: Александр Жданович, журналистское агентство «Таранціны і сыны»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Минск Хокинга, Джобса и Дарта Вейдера. Давайте апгрейдить советские памятники!

Герои • редакция KYKY

Недавно в Одессе Ленина переделали в памятник Дарту Вейдеру. Теперь он блестит на солнце титановым сплавом и раздает Wi-fi. Говорят, к темному властелину потянется волна туристов. В Минске одних только памятников Ленину Дюжина, а еще есть чекисты, партийные деятели и прочие советские артефакты. Представим на минуту, как выглядели бы наши парки и площади, если бы реальность дала минчанам похулиганить.