Даша Борисенкоредактор
|
Кирилл Савиновредактор
|
Концепция w-o-s. Как блог Epic Hero вырос в полноценный ресурс, определило ли это вектор движения — тематику, стиль?
W-O-S никогда не задумывался как некое расширение Epic Hero. Блог существовал за 2 года до этого и просто должен был стать частью нового сайта. Это неверно говорить, что w-o-s вырос из чего-то — он изначально задумывался как ресурс, охватывающий широкий спектр тем, а Epic Hero всегда был блогом о политике. Он просуществовал какое-то время на сайте, а потом его цикл жизни подошел к концу. Путаница может возникать из-за того, что изначально материалы w-o-s выходили в блоге Epic Hero, пока не был запущен полноценный сайт.
Куда вы движетесь сейчас?
Сейчас мы движемся в сторону расширения тематики. Еще стали ответственнее подходить к тому, что мы пишем — к текстам. Сначала w-o-s был визуальным ресурсом с минимумом текста — мы верили в то, что люди больше не хотят читать. Это оказалось ложным заключением, именно поэтому сейчас мы стараемся более масштабно и глубоко прорабатывать темы, за которые беремся. Мы считали, что может быть минимум текста, у нас даже были суровые ограничения по количеству знаков, но никаких запретов на количество картинок.
Да, порой даже предложена опция «скрыть текст», оставив только визуал. Как вы это объясняете — это новый тип потребления или же возможность выбрать предпочитаемый тип потребления?
Эта опция давно не работает, но это не значит, что картинок стало меньше. Их стало больше. Но и текста стало еще больше. На практике выяснилось, что людям продолжает нравиться читать. Зачастую читатели очень внимательно все вычитывают, выискивают какие-то мельчайшие несоответствия. Есть какое-то мифическое представление о том, что визуал захватил цивилизацию, но это неверно — люди еще очень нескоро перестанут читать.
Для кого w-o-s? Кто эти люди, читающие и цитирующие ваши материалы на своих страницах в Facebook? Есть ли у вас перед глазами определенный портрет потребителя w-o-s? Сколько ему лет, куда он ходит и какими прилагательными его точно можно охарактеризовать?
Я про себя называю этого собирательного читателя Андрей. У Андрея есть свой взгляд на вещи, на модные ботинки, мемы из вКонтакте и классическую литературу, но это не главное. Главное, это его честность. Если Андрея бросит девушка, он не будет говорить, что это он ее бросил. Если он не понимает, что за странную хрень выставляют в Музее современного искусства, он не будет рассказывать друзьям об «алеаторности социального паттерна, составляющем когнитивную канву мультимедийной инсталляции». Мы сами стремимся быть честными с собой, друг с другом и с читателем и от Андрея ждём ровно того же.
Откуда взялась команда проекта? Сколько человек постоянно задействовано в процессе? У вас есть возрастной ценз, это правда?
Про возрастной ценз — неправда. У нас есть какой-то средний возраст редакции — примерно 24 года. Ну а возраст ребят из команды начинается от 21 года — Илье Иноземцеву как раз столько, а все остальные старые. Илья существенно влияет на статистические данные о среднем возрасте редакции, снижая его, именно поэтому мы кажемся командой, сплошь состоящей из молодых людей. Если считать всех, кто работает над сайтом, включая PR-отдел и программистов, то это чуть больше 20 человек. Редакционная часть — 5 пишущих человек. У всех очень разный бэкграунд. Наш главный редактор, Катя Герасичева, говорила о том, что не очень любит профессионалов и считает, что люди, у которых уже есть значительный опыт в журналистике, не могут понять, что нужно делать здесь. Но при этом у нас нет людей без опыта работы. Например, ребята из «О нет, только не это» раньше занимались тем, что писали рецензии на кино и театр.
Как происходит работа над материалами? Откуда все эти темы про Летова, смерть, гиды про «не облажаться»? Они уже лежали на поверхности или это отражение дикого воображения?
В будний день мы выпускаем 3 материала, в выходной — 2. Иногда больше. По-моему очевидно, что эти темы лежат на поверхности. Тут нет ничего неожиданного — люди не хотят облажаться, помнят о смерти и любят Летова. Все очевидно.
Как-то ваш главный редактор в своей речи для журнала SNC сказала, что ей не нравится то новое, что происходит в Москве, например, парк Горького. Да и вы вроде высмеиваете всю эту новую культуру, новое искусство. То есть получается парадокс: вы, подтрунивая над культурой, становитесь ее медиа?
Мне кажется, что Катина позиция заключается в том, что не нужно любить новое, только потому, что оно новое или модное. Это не означает, что парк Горького плох, ровным счетом как и не означает того, что он хорош — вот он стал популярен, и все медиа стали его пиарить. Тут сталкиваемся с проблемой многих ресурсов — они ставят себя на голову выше читателя. Что-то в духе «вчера состоялось открытие фантастического мультимедийного спейса. мы там побывали, написали для вас, прочтите и станете такими же модными, как и мы». И это не трендсеттерство, это просто никогда не соответствует правде. Если молодежный ресурс позиционирует себя как супермодный и постоянно об этом напоминает, то это всегда притворство. Все эти тренды обычно высосаны из пальца. Никто из нас не стремится доказывать читателю, что мы лучше него. Мы стараемся смотреть вокруг, а не на какие-то выдуманные образцы, вроде западных ресурсов и блогов. У нас нет каких-то виртуальных ориентиров, вроде Европы или Америки.
Что первичнее для w-o-s: форма или содержание? Если прочитать комментарии на сайте, то юзеры часто ставят вам в заслугу крутую и нескучную форму, и говорят о том, что контент «ни о чем».
Мы стремимся уходить от этого. Правда, что много внимания уделяется оформлению материалов, гораздо больше, чем у каких-то суперобновляемых ресурсов. Но мы всегда стремимся к тому, чтобы качество содержания соответствовало.
Несмотря на вседозволенность тем сайта, есть четкое ощущение стиля w-o-s. Как вы сами его определяете? Что является дурным тоном или табу для w-o-s?
У w-o-s.ru есть очень четкое представление о том, чего мы не делаем. Мы никогда не будем писать о группе Tesla Boy, несмотря на её популярность, потому что нам она неинтересна, но и не станем без крайней нужды ссылаться на лакановский психоанализ, потому что это уродливое позерство.
Есть ли у вас глобальная миссия? А есть ли прототипы? Кумиры, на которых вы ориентируетесь?
«На свете много разных зверей, и все они по-своему славят и хулят бога». Это писал Шкловский. Смысл у всего один — истина и красота. Надрывно звучит, конечно, но это так. Мы уже давно ни на что не ориентируемся, кроме собственного внутреннего чувства.
Насколько я понимаю, вы сейчас находитесь на стадии инвестирования, поэтому чувствуете себя свободно и постоянно экспериментируете? Но как же быть с деньгами? Как вы планируете эту часть развития? Планируете изобрести/уже изобрели собственную бизнес-модель?
Наш коммерческий отдел передал, что мы ничего никогда не делаем, а просто развлекаемся на деньги инвесторов. А так — баннеры, инфопартнерство, спонсорство и спецпроекты, как у всех остальных. Работаем как любой другой сайт.
Куда сейчас движется медиа?
С каждым днем медиа становится все меньше — закрывается то одно, то другое. Если говорить о положительных тенденциях, то мне очень нравится, что большие медиа начинают думать о том, кто их читает в Интернете, а кто читает в печати. Вот, например, недавно журнал «Афиша» отказался от идиотской сетки расписания театральных спектаклей в своей печатной версии, которое занимало огромное количество страниц. Теперь их можно заполнить более интересным контентом. Меня радует, что медиа стали больше думать о читателях, а не каких-то концепциях. Перестали проводить четкую границу между собой и читателем.
Как вы планируете развивать w-o-s в будущем?
Сайт развивается в двух направлениях, интенсивно и экстенсивно. Мы идем глубже, потому что лучше понимаем, о чем именно хотим рассказывать и как, чаще и активнее используем возможности интернет-площадки, такие, как интерактивность, например. Поэтому мы точно станем интереснее и разнообразнее в содержании. Развитие вширь — это, с одной стороны, более активная жизнь сайта, уже в последние месяцы можно было заметить, что новые материалы появляются в два, а то и в три раза чаще, чем раньше. С другой стороны, это выход в офлайн-пространство, на будущий год мы задумали уйму публичных проектов вне интернета. Мы изменяемся так часто и непредсказуемо для нас самих: о нашей жизни через год сейчас можно узнать разве что у астролога.
Алексей Ивановский
арт-директор
Зачем вы делаете w-o-s?
Потому что это весело.
Какова глобальная миссия сайта и есть ли она?
Нет никакой миссии.
Есть ли какая-то логика движения, если говорить о дизайне сайта? У вас все словно построено на огромной свободе и доле деструктивизма, но, несмотря на этого, вы выработали свой стиль. Как это случилось?
Логика такая — пришел Леша, который не знает, как рисовать сайты. Нарисовал первый макет — вроде ничего, но все говорят, что неудобно и на Луч похоже. Ок, нарисовал второй — тоже что-то не то. Нарисовал третий — куда ни шло. Нарисовал четвертый — тоже вроде неплохо, но что-то не так — а что — пойди пойми. Пора пятый рисовать.
Как сайт функционирует с технической точки зрения? В каких программах все осуществляется? Применяются ли какие-то шаблоны?
Жизнь сайта делится на две большие части. Первая — та, что требует участия программистов — это технически хитрые материалы, которые из обычной админки не собрать — они рисуются в InDesign дизайнерами и отдаются на верстку программистам. Для них начерчена сетка и недавно написан framework. Вторая часть — это просто статьи, собираемые дизайнерами через админку, без привлечения программистов.
Как вы решаете сложные задачи? Есть ли у сайта w-o-s сверхзадача, которую можно решить с помощью дизайна?
Сложные задачи решаем коллективными обсуждениями или локальными откровениями. Моя задача — придумать, как может выглядеть медиа в интернете, если забыть про его журнальные или газетные корни. Конкретные задачи чаще всего связаны с наиболее удобным способом донесения материала до пользователя и внедрения интерактивных элементов, позволяющих пользователям взаимодействовать с материалом.
Как осуществляется взаимодействие контента и формы его подачи? Как вы решаете, что и каким образом подать наиболее выгодно?
Материалы мы придумываем совместно как более-менее цельные вещи. Это означает, что уже после обсуждения с редакцией мне точно понятно, как будет выглядеть материал — это вытекает из его внутренней логики. Решаю случайным образом, перебором вариантов и накоплением ошибок.
Думаете ли вы о разных типах потребления и поэтому ли на сайте постоянно происходят изменения в дизайне? Или это поиск способов удивить потребителя? Полагаясь на ваш опыт, как его можно удивить?
Изменения в дизайне происходят как средство поиска оптимального решения — постепенного приближения и нащупывания требуемого. Удивляет пользователя смешение неожиданного (Анна Каренина + Facebook) или необычные вещи, которые сайты не должны бы делать (например, комплимент от w-o-s или очки правды).
Что самое главное в дизайне медиа сейчас? Большая степень интерактивности? Какие самые крутые способы, на ваш взгляд, которыми читатель может взаимодействовать с онлайновым медиапродуктом?
Я не знаю, что важнее всего в дизайне медиа сейчас. Я бы сказал — не бояться пробовать новое. Не быть уверенным, что все придумано и надо просто повторять. Уверенность в том, что среда еще только формируется, пока не затвердела.
Способы взаимодействия зависят от конкретного продукта. Конечно, я бы хотел видеорепортажи, снятые на 360° камеру, или статьи, где я могу регулировать их длину — если у меня есть 2 минуты, она будет короткой, а если 5 — то более детальной.