Sang Sattawood, The Toobes – за несколько концертов в Польше, а 12 декабря вышел альбом Yellow Brick Road, которому тоже, можно не сомневаться, журналистской любви перепадет вдоволь. КУ решил уточнить контекст, в котором окажутся белорусские ревайвл-группы за границей.
Ariel Pink's Haunted Graffiti - Mature Themes
Кто: один из важнейших музыкантов современности, вдохновитель большой части трендов популярной музыки последней пятилетки и его второй, записанный в студии вместе с музыкантами, альбом.
Что возрождают: ничего конкретного и все сразу. Пинк всегда любил сладкий поп-рок, каким тот был в начале 80-х, и ранний готический пост-панк – на альбоме все это, разумеется, есть. Еще есть лучшая песня великой группы The Byrds из числа несыгранных группой The Byrds, шумный, построенный на мета-комментариях, поп в духе учителя Пинка Р. Стиви Мура, похожий на группу «НИИ Косметики» синти-поп, а также пространный номер в духе немецкой электроники конца 70-х.
Перспективы: как ни странно, с каждым годом Пинк становится все популярнее. Если раньше его любил только узкий круг ценителей, то последние альбомы расходились отлично. Единственное, что может Пинку помешать разменять статус инди-звезды первой величины на статус просто поп-звезды, – это собственное упрямство и сумасбродство.
Cloud Nothings - Attack on Memory
Кто: кливлендская инди-рок-группа, записала два альбома неагрессивного инди-попа, а в этом году взяла продюсером Стива Альбини и заиграла нойз-рок.
Что возрождают: «Attack on Memory» проводят по разряду возрождения гранжа, но надо понимать, что на музыку белорусских завсегдатаев трибьютов Кобейну альбом совершенно не похож. Из всего гранжа Cloud Nothings сейчас напоминает только, пожалуй, Nirvana – единственную породистую группу жанра. Cloud Nothings не заигрывают с пенсионерским хард-роком, вообще не интересуются металлом, а играют очень сухую, скупую и раздражительную поп-музыку – то есть в точности следуют заветам великих американских инди-групп 90-х.
Перспективы: Еще три года назад участники группы ушли с работ и зарабатывали только музыкой, так что и без «Attack on Memory» в их успешной концертной судьбе можно было не сомневаться. Сейчас же группа, в принципе, легко может стать совсем большой: их ровесники, как показывает практика, с большим удовольствием предаются ностальгии по гранжу и прочей музыке своего детства.
Divine Fits - A Thing Called Divine Fits
Кто: лидер группы Spoon Бритт Дэниэль и клавишник групп Wolf Parade и Handsome Furs Дэн Бокнер с друзьями играют минималистичный и мелодичный гитарный поп.
Что возрождают: формально и Дэниэль, и Бокнер давно сформировали свой собственный стиль, и никакой особой необходимости что-либо возрождать у них нет. Однако, так как альбом для обоих – несколько «халтура», то получилось одно большое посвящение именитым артистам рубежа 70– 80-х: то Дэниэль завоет Элвисом Костелло, то Бокнер один в один копирует Боуи времен пластинки «Low». Есть даже кавер на молодого Ника Кейва. Причём выдающийся.
Перспективы: Divine Fits не первая инди-роковая супергруппа, но уже сейчас можно сказать, что одна из лучших.
Foxygen - Take The Kids Off Broadway
Кто: калифорнийский инди-рок-дуэт, формально существует уже лет восемь, но до этого года выпускал только маленький EP.
Что возрождают: Foxygen проще всего было бы описать как имперсонаторов The Rolling Stones – они с поразительной легкостью передразнивают все вокальные ужимки Джаггера, имеют энциклопедические познания в техниках гитаристов группы на всех ее этапах, ухитряются утаскивать мелодические ходы своих кумиров так, что это вызывает восхищение. Но, конечно, «Take The Kids Off Broadway» намного больше, чем просто оммаж. Скорее – это палимпсест: мелодии и риффы нашинкованы в нем в шизофреническую кашу, из-под верхнего слоя цитат выглядывают еще несколько, неизменными остаются только удивительная свежесть звучания и восторг, возможность вновь пережить ощущения от первого прослушивания «Sticky Fingers». В принципе, пластинка за 35 минут пересказывает дискографию рок-классиков лучше, чем десятки альбомов этой самой дискографии.
Перспективы: этим летом Foxygen не успели попасть в фестивальный сезон – слишком уж поздно вышел альбом. Но в январе группа порадует поклонников вторым альбомом. Если судить по первым его песням, группа оставит в покое The Rolling Stones и пройдется по психоделическому соулу.
Japandroids – Celebration Rock
Кто: канадский пауэр-поп-дуэт, в 2009-м году после долгих лет мытарств выпустил первый альбом и уже было самораспустился, но диск стал хитом, пришлось поехать в мировое турне, которое длится до сих пор.
Что возрождают: американский инди-рок 80-х, стадионный сердечный рок Брюса Спрингстина. Dinosaur Jr., Husker Du и в особенности The Replacements с их разрывающей изнутри энергетикой юношеских гормональных бурь – легко прослеживаемые источники влияния на Japandroids. Эти примеры для подражания хороши сами по себе, но главное то, что группе они подходят идеально. Japandroids никогда не звучат как стилизация: поношенные стильные вещи разменивающим тридцатники участникам как нельзя к лицу.
Перспективы: Japandroids имеют в запасе где-то часа полтора изматывающе-прекрасных песен про угар, вспотевшую насквозь одежду и счастливую толкотню под сценой. Даже если дальше хорошие альбомы перестанут получаться, с такой программой можно ездить по миру бесконечно.
The Men - Open Your Heart
Кто: четыре парня из Бруклина, к позерству и художественным претензиям не склонны, фотографироваться не любят, одеваются как придется.
Что возрождают: начинавшие как хардкор-группа, The Men до сих пор, в принципе, хардкор и играют. Другое дело, что он эстетский: «Open Your Heart» звучит так, как если бы Husker Du или The Replacements решили по очереди переиграть весь рок-канон, от краутрока и пауэр-попа до точнейших, восхитительных оммажей Rolling Stones времен «Exile On Main Street» и Нилу Янгу.
Перспективы: В нынешнем виде The Men – забава для интересующихся. Если вы не видите принципиальной разницы между звуком лейблов SST и Dischord и не молитесь на дискографию The Stooges, то и The Men вас вряд ли зацепит. Практика, впрочем, показывает, что таких людей во всем мире в избытке.
Royal Headache - Royal Headache
Кто: австралийская панк-группа, на родине альбом выпустила на маленьком независимом лейбле еще прошлой осенью. Летом его переиздали в США, тогда-то о группе и заговорили.
Что возрождают: Royal Headache сплавляют первобытный сырой панк, хорошо смотревшийся бы на первых альбомах Ramones, с присущей молодому R’n’B и соулу экспрессией пения вокалиста. Из-за этого лаконичные и цепкие песни похожи на артефакты сразу всех великих эпох рок-н-ролла.
Перспективы: Royal Headache в США попали в череде целого поколения гаражных рок-групп из Австралии, и поддержка интересующихся жанром лейблов и фестивалей им обеспечена. Учитывая же, что музыкально они на голову выше своих сородичей, уже следующим летом группу можно ждать на всех больших европейских фестивалях.
Tame Impala – Lonerism
Кто: австралийская группа, состоящая, в общем-то, из одного человека – мультиинструменталиста Кевина Паркера. Музыку придумывает и играет Паркер в одиночку, а вот концертные туры проходят при поддержке его друзей из других групп.
Что возрождают: и критики, и слушатели обычно ни секунды не задумываются, сравнивая звук Tame Impala с альбомом The Beatles «Revolver» – а дальше уже ничего не говорят. На деле Паркер, конечно, намного хитрее – его музыка апеллирует к целому пласту гаражного и психоделического рока 1965-1969-ых годов, эре сборников Nuggets и первому составу группы Nirvana, которую ценители до сих пор ставят выше состава Nirvana 90-х.
Перспективы: Каждая новая запись выводит карьеру Паркера на новый виток. После первого EP он стал популярен на родине и заключил выгодный контракт, после дебютного альбома попал в пул концертирующих по миру инди-звезд, после «Lonerism» он, кажется, станет совсем большой звездой.
Труд – 1 \ 2
Кто: сайд-проект группы Manicure, быстро её переросший. Летом играли на фестивалях Primavera и Exit.
Что возрождают: почему-то считается, что когда участники группы говорят, что играют русский рок, то шутят. Хотя именно его они и играют. То, что при этом «Труд» звучит невероятно стильно: шумный, механистичный пост-панк, как будто в группе Gang of Four, играют русские интеллигентные старшеклассники – определению никак не противоречит.
Перспективы: для реальной массовой популярности «Труду», конечно, не помешала бы заинтересованность в интеллигентной музыке на родном языке, который, собственно, когда-то и сделал русский рок большим явлением. Собственно, первой полноценной песни с цепкой мелодией тоже может хватить.