Сергей Филимонов |
«Шесть? Да их должно быть шестьдесят шесть! — возмущается культовый телеведущий Сергей Филимонов. — В каждом дворе должен быть клуб, а в клубе — свои звёзды и своя премия!» В моём дворе победителем такой премии был бы Стас Михайлов. Причём во всех номинациях сразу. Словно угадывая это в моём взгляде, Филимонов отвлекает меня заокеанской утопией: «В США музыкальных премий, может быть, шестьсот шестьдесят шесть. Только мы о них ничего не знаем. Но они и не предназначены для нас. Это часть их локальной культуры. Способ вовлечения школьников в музыку. Буквально каждого. И ведь песни эти потом слушают во всём мире!» Тут Филимонов пускается в рассуждения о том, что Швеция каким-то непостижимым образом вышла на третье место по экспорту музыкальных продуктов, обойдя всю Латинскую Америку. А людей, мол, там живёт столько же, сколько у нас. А я ещё раз загибаю пальцы: «Национальная музыкальная премия», «Ultra-Music Awards», итоги года от Tuzin.fm и Experty.by, фестиваль «Даём рады» от Euroradio.fm… И вечная «Рок-каранацыя». До уровня «песен нашего двора» отечественные музыкальные премии не опускаются. Даже Tuzin.fm, подводящий итоги года неожиданно скромно, называет ни много ни мало — «герояў». Не отстают и остальные. А Министерство культуры и слово «национальный» в название своей премии включило. А что? В итоге к началу марта мы рискуем получить (как минимум) шесть разных «групп/артистов года». В масштабах страны. Как минимум – потому что некоторые ещё и по жанрам делят. Возьмём, к примеру, рок-музыку. Пока что Akute (чемпионы по версии «Тузіна гітоў») ведут неравную борьбу с Open Space (победитель со стороны Минкульта). Премию за лучший рок-альбом выдадут «Эксперты» (не исключено, что «Серебряной свадьбе»), 1 и 22 февраля соответственно назовут своих фаворитов на «Даём рады» и UMA (на обоих фестивалях может победить «Дай дарогу!», хотя могут и молодым дорогу дать). Да и вечная «Рок-каранацыя» подкинет какой-нибудь сюрприз. |
Дмитрий Безкоровайный |
«Количество премий – это плюс, поскольку важно, чтобы итоги года были подведены по разным версиям. Именно сумма разных премий — частных, общих — позволяет судить о том, насколько успешен артист или его работа, — считает редактор сайта Experty.by Дмитрий Безкоровайный. — Но важный момент — качество премий. Они должны соответствовать заявленным целям, критериям, статусу. Например, в «Национальной музыкальной премии» я не вижу ничего национального, кроме показа на национальном телевидении. Критерии отбора претендентов, состав жюри и многие другие параметры не выдерживают никакой критики. Долгие годы вызывает большие вопросы «Рок-каранацыя», из национальной премии превратившаяся в частную премию 2-3 человек. К остальным упомянутым премиям у меня таких вопросов нет. То есть толковых премий все же больше, на мой взгляд». Станет ли когда-нибудь «национальное» национальным? Вернёт ли «каранацыя» репутацию коронации? Вопросы интересные. Но гораздо важнее — смысл, который, как хочется верить, несёт вручение каждой премии. И вот тут количество очевидно идёт в разрез с качеством. На языке вертится традиционное белорусское пугало последних четырёх лет: девальвация. |
Сергей Будкин |
«Адбываецца раздрабненьне ў нейкай ступені, — считает основатель портала «Тузін гітоў» Сергей Будкин. — У ідэале бачу так: існаваньне асноўнай, галоўнай і бясспрэчнай у сэнсе аўтарытэту прэміі, якая б аб’яднала ўсіх, хто задзейнічаны ў гэтай сферы, побач з шэрагам спэцыялізаваных: прэмій ад экспэртаў, ад музыкаў, ад журналістаў і г.д. Тады было б наогул кул. І да гэтага варта імкнуцца». О «фестивале фестивалей» — таком, чтобы ух! — уже давно мечтает лидер группы «Палац» Олег Хоменко. Но намерения остаются намерениями. Пока же наверняка можно сказать только об одном последствии, которое ждёт лауреатов всех без исключения белорусских музыкальных awards. Нет, «на следующий день после…» они не проснутся знаменитыми (если, конечно, не заснут знаменитыми). Нет, их не разбудят звонком с EMI. Да, утром они обнаружат в своих объятиях очередную статуэтку. И способствовать пробуждению будет жесточайший бодун. |
Всё, что вы хотите знать о белорусских премиях,
и не боитесь прочитать.
Король умер?
«Рок-коронация» — старейшая из белорусских музыкальных премий. Проходит с января 1995 года. В 2000-е церемония легко собирала к/з «Минск», на сцене выстраивались декорации, а к стеклянной короне время от времени прилагались стиральные машины от спонсоров. Но после того, как накануне президентских выборов 2006 года в зале появился Александр Милинкевич, а группа J:Морс по этому случаю решила отсидеться за кулисами, премия хиреет на глазах. Каждая из пяти последних «Рок-коронаций» объявлялась последней. Игра, мол, не стоит свеч, а результат — труда.
Проходил год, и организаторы извлекали замшелый бренд из небытия. Но пафоса, зрителей и смысла становилось всё меньше и меньше… А после прошлогоднего провального переезда в Молодечно на «Рок-коронацию» перестали приезжать и музыканты.
Остряки шутят, что премия на этом не остановится и переедет в Чашники. А хранитель традиций «Рок-коронации» Юрий Цыбин пока что отмалчивается. Пройдёт ли она в этом году — непонятно.
«Лучший(?) музыкальный(?) альбом»
Всего лишь во второй раз в 2012 году была вручена «Национальная музыкальная премия». Официозный конкурс-поощрение организовали Минкульт и телеканал СТВ. Вручение наград прошло 12 декабря и сопровождалось «гала-концертом» во Дворце спорта. Действо напоминало раздачу государственных премий СССР. С той разницей, что среди лауреатов нет-нет, да и проскакивали представители альтернативной сцены. Лучшей джазовой группой стали Apple Tea, этно-фолк-группой — «Стары Ольса», приз за лучший саундтрек получили Drum Ecstasy.
В остальном же премия стала бенефисом артистов, которых принято называть популярными: Саша Немо, Герман, Алёна Ланская, Лариса Грибалёва, премия за «креатив» для Александра Солодухи… А как вам номинация «Юбилей года»? «Лучший музыкальный альбом», как оказалось, в 2012 году выпустила группа «Тяни-Толкай». Какое-то слово в названии номинации явно лишнее.
Нет UMA — считай калека!
В этом году администрация Ultra-music.com подошла к своей музыкальной премии Ultra-music Awards с дотошностью методиста из Академии наук. Одна двухступенчатая система голосования чего стоит! Сначала журналисты сайта выбирают из массы претендентов 20 лучших, затем эксперты (в этом году — 51 человек!) расставляют всех по местам. Этакий аналог американской Академии звукозаписи.
Как и в прошлом году, к вручению премий приурочен концерт. «Мы, конечно, хотели бы, чтобы наша премия была коммерчески успешной. Но пока что одни расходы, — жалуется соорганизатор UMA Вячеслав Радионов. — Мы много пишем о музыке, которая находится в андеграунде. Так вот, как и эта музыка, премия наша вне белорусского шоу-бизнеса, можно так сказать».
Вместо «прошлогодних» монстров: «Троіцы», «Петли пристрастия» и «Pomidor/OFF» — которые выходили и поиграть, и статуэтку получить, 22 февраля 2013 года на сцену выйдут «Аддис-Абеба», Akute, Паліна Рэспубліка. «Некоторые из участников концерта могут и не выиграть», — признаётся Радионов.
Дюжина хитов в спину фрустрации
Подведение итогов 2012 года от сайта Tuzin.fm по категоричности напомнило знаменитый фельетон Аркадия Аверченко. На орехи от Сергея Будкина досталось всем: и «русским белорусам», и безымянному сотруднику КГБ, и «серым и бледным местным шоу», и даже Ларисе Грибалёвой. Текст программный, но дальше текста дело не пошло: неудобно подводить итоги, когда на сайте-хит-параде этот самый хит-парад целый год не работает. Что ж, «Тузін гітоў» перенаправил активность в «реал» и в 2012 году представил публике два прекрасных проекта: «Дзінь-дзілінь: пара гуляць у казкі» и «Тузін.Немаўля». Они, в общем-то, и фигурируют в итогах года.
Экспертное мнение
В марте итоги своего хит-парада объявит Experty.by. Четверо музыкальных критиков, объединившихся на сайте, определят победителей в узких номинациях. А затем четыре версии «главного» альбома года представят большое жюри (12 белорусских журналистов), аудитория сайта, иностранное жюри и, опять же, штатные эксперты. Вручение премий проходит в камерной обстановке, без концерта и прочей суеты.
Уже дважды Experty.by не смог найти достойного кандидата на «поп-альбом года». По словам редактора сайта Дмитрия Безкоровайного, рассмотрение дисков пока что не закончено, но шансов мало и в этом году.
Со всеми остальными номинациями, слава Богу, полный порядок. В прошлом году у «Экспертов» был явный фаворит: сразу 5 наград получила «Зімачка» группы «Троіца». В этом году трио Ивана Кирчука «отмолчалось». Будет ли в числе номинантов явный фаворит? «2012 год получился насыщенным. Может, даже более ярким, чем 2011, за счет большого количества новых имен. В последний раз такое было в 2009 году», — интригует Безкоровайный.
Даём и рады!
Ближайшей к нам премией-концертом (уже 1 февраля) станет «Даём рады» от Euroradio.fm. Эта церемония — самая молодая: в 2013-м премия проводится в первый раз. И сразу же нагло штурмует самый большой минский клуб. Поодиночке хедлайнеры ДР: «Дай дарогу!», «Akute» и «:B:N:» — Re:Public уже собирали. Удастся ли им сделать это «в складчину»?
Редакция решила «не заморачиваться» с экспертами и сложными подсчётами: журналисты определили победителей сами. «Хочется подчеркнуть, что это довольно субъективный срез, поэтому вряд ли мы всем угодим, — подчеркивает в разговоре с Tuzin.fm главред «Еврорадио» Виталий Зыблюк. — Но мы надеемся, что найдём наших единомышленников» . Кроме десятка «серьёзных» номинаций, в программе мероприятия несколько «нестандартных ракурсов».
Пока что вокруг премии больше секретов, чем ответов. Но когда читаешь анонсы фестиваля, создаётся впечатление, что вручение наград в нём — лишь повод, а главное — хорошенько оттопыриться. И в этом, пожалуй, главная особенность «Даём рады».