Попробуй прокачай

Музыка • Анна Позняк
Алена знают не понаслышке би-бои и широкая общественность страны. Он сам танцует брейк-данс больше 10 лет, ставит пластинки на баттлах и вечеринках, ездит по миру и любит свое дело. КУ он рассказал, как YouTube все испортил, откуда первая белорусская брейк-данс-команда и что такое зукус.

У белорусского брейк-данса есть, конечно, своя история. Знаю, что первая команда, которая ездила по фестивалям еще во времена Советского Союза, — DD Crew из Новополоцка. Это был 85–87-й год. У команды есть три поколения. Третье сейчас называется Fresh Fresh. Я с друзьями ездил как-то к ним справлять Новый год. С этими ребятами граффитчики тусовались, эмси, хотя мы приехали к друзьям би-боям. Там прямо такая тусовка собралась, со всего города. На следующий день мы пошли на тренировку, потанцевали. Сейчас в плане танцев Беларусь на верном пути. Единственное, нужно еще больше прокачиваться, собираться вместе, ездить на фестивали. Когда знаешь историю, сразу находишь ответы на вопросы о том, почему сейчас все именно так, а не иначе.

Первый раз я увидел брейк-данс по телевизору (шла программа «Башня»). Особо не впечатлился. Посмотрел — подумал, что это очередной экстремальный вид спорта, как ролики, скейт, BMX. Конечно, было круто, люди ведь крутились на голове. Я начал через музыку приходить к этому, она неразрывно была со мной с самого детства. У мамы имелась коллекция пластинок: Стиви Уандер, музыка из «Бременских музыкантов». Это, кстати, моя любимая музыка из детства. Позже слушал передачу Коромыслова на радио «Стиль». Бывали очень классные выпуски: он рассказывал о музыке от хип-хопа до фанка и диско, хауса, драм-н-бэйса. Я записывал все это на кассеты.

а1

У меня был друг в школе — я ему показал как-то пару движений, шапку натянул, как в Бронксе чуваки носят. Он сказал, что у меня неплохо получалось, посоветовал учиться дальше. Через какое-то время я оказался во Дворце молодежи: нашел через справочник телефон, позвонил и спросил, есть ли там кружок брейк-данса. Пришел, а там уже группа для продолжающих. Когда услышал музыку, под которую ребята танцевали, увидел много людей с общим интересом, то забыл про страх, переоделся и машинально протренировался две группы. Это было мое первое занятие. С тех пор, с конца 2001 года я продолжаю заниматься, тренируюсь, езжу по фестивалям, выступаю.

Как такового преподавателя по танцам у меня не было. Только нереальное желание учиться. Рядом были люди-наставники, у которых я все спрашивал. Это сейчас преподаватель объясняет что-то, а дети не хотят учиться. Я приходил на тренировки, и мне не нужен был преподаватель. Ну как, он нужен был, чтобы спросить что-то. Но не для того, чтобы меня заставляли какой-то элемент отрабатывать.

Первый баттл, в котором я участвовал, проходил в каком-то клубе на «Институте культуры». Все вышло не особо зрелищно. Был высокий уровень неопределенности: ты не знал, чего ожидать от соперника, приходилось много импровизировать. Сейчас есть YouTube, все друг про друга знают. Некоторые танцоры перед соревнованиями смотрят видео команды-соперника и готовятся исходя из того, что увидели. Многие даже могут выучить фишку соперника и в баттле ему ее показать. Так поступают жулики, везде же они есть. Настоящие би-бои выставляют свой стиль против стиля соперника. Это всегда битва стилей. Если по-правильному, все так и должно происходить.

а2

Герои

В танцах для меня гуру — Кен Свифт, Сторм, многие би-бои из ранних поколений. Кен Свифт придумал очень много движений, которые сейчас все используют. Сторм был очень трудолюбивым. Он из Германии и сумел показать, что брейк-данс в Европе развивается на высоком уровне, заявил о себе на весь мир. Стиль power move — вращения всякие — он прокачал настолько! Сейчас если делать комбинации, которые Сторм исполнял, будет очень круто. В начале девяностых он поехал в Америку потусоваться, потанцевать и узнать культуру. Там все были в шоке: чувак из Германии приехал и так нереально танцует! Сейчас у него даже есть соло-шоу со всякими инсталляциями. Как би-боя Сторма знают в серьезных хореографических кругах, с ним считаются, приглашают на танцевальные фестивали, конференции.

Путешествия

На Тайване я проработал четыре года в парке развлечений. У нас был свой блок в шоу с брейк-данс-танцорами. Потом я все-таки решил вернуться сюда. Здесь я родился, вырос, и мое предназначение — развивать эту культуру в Беларуси. Там я почерпнул много знаний, и это меня вдохновило.  

Мы на Тайване участвовали в фестивале Battle Temple, выиграли отборочный тур. Местные не хотели, чтобы мы победили, вообще никак. С той части страны, где мы работали, приехала сильная команда. С ними и бились в финале. Китайцы так болели за своих, чуть ли не «факи» нам показывали, кричали с галерки. Заруба была самая настоящая, по хип-хопу. Мы выиграли, чему очень рады. Со мной были би-бои из разных белорусских команд, и этот баттл нас очень сплотил.

Когда я работал на Тайване, мечтал купить себе вертушки и начать собирать пластинки. Поехал как-то в Тайбэй, забрел в хип-хоп-магазин, а там один диджей распродавал свою коллекцию винила. Себе я тогда купил Джеймса Брауна, Басту Раймса и пластинку Шаббы Рэнкса. Потом заимел вертушки. Первые вечеринки были у нас в общежитии, там собирались мои товарищи по работе: акробаты из Кении, танцоры из Молдовы, би-бои из Узбекистана. Если был чей-то день рождения, я всегда выносил пластиночки, вертушки и играл фанк, диско. Когда приехал сюда, мои друзья знали, что я купил вертушки. Тот факт, что я би-бой и у меня есть коллекция музыки, сыграл большую роль. Меня сразу стали приглашать выступать на баттлах.

Сейчас продолжаю собирать коллекцию пластинок. Что-то заказываю, но большинство привез с Тайваня. В электронном варианте тоже покупаю музыку. Это удобно, тем более я пользуюсь Serato. Я за то, чтобы было больше винила! У него особый грув, и сводить пластинки — огромное удовольствие. Плюс повышается мастерство: никаких тебе счетчиков bpm, все делается на слух. Есть в этом что-то шаманское. Некоторые пластинки ведь даже в интернете не найти, а ставить редкую музыку — особое чувство. Я даже папу просил мне из Африки передать кое-что. Есть такой стиль — зукус, африканская румба. Папа прислал мне винил, я погуглил и ничего похожего в интернете не нашел: ни групп, ни композиций.

a3

Дома

Сейчас в Беларуси все очень стремительно развивается. Брейк-данс уже давно на сильных и уверенных позициях. Я вижу, что процесс идет. Раньше люди просто заучивали движения, а сейчас пытаются рассказать танцем историю, выразить себя.

Школ действительно много, но стоящих мало. Все хотят преподавать. Танцевать — модно. Летом каждую пятницу проходило отличное мероприятие возле Дворца республики. Я и Саша Kienya из команды Hunters занимались этим делом. Саша был ведущим и брал на себя организацию. Я плюс еще Andy Roc ставили музыку. Было видно, что такие тусовки нужны танцорам, чтобы проводить время вместе, развиваться. Каждый раз у нас проходил баттл по определенному стилю, команды готовили небольшие шоу и показывали их публике. Финалом всего этого был отборочный тур на Battle of the Year.

Сейчас танцую в объединении Hunters Flava. С ними я давно, с года 2007-го. Должного развития в составе команды у меня не получилось из-за путешествий и работы за границей. Сейчас пытаюсь все восполнить. Часто слышу вопрос: «Чем ты больше занимаешься, танцами или диджеингом?» Я всегда говорю, что полностью отдаюсь и тому и другому. Для меня это равноценные виды деятельности, я стараюсь прокачивать все по-полной, насколько хватает времени и сил.

а4

В этом году планирую набирать группу в Минске. Буду учить людей танцевать. В Беларуси я практически два с половиной года. Когда только вернулся, пришлось попотеть, чтобы зарабатывать на жизнь. Пока был на Тайване, то забыл, как тут нужно шевелиться, чтобы заработать. Сейчас занимаюсь только диджеингом, нигде не работаю, есть пару танцевальных выступлений. Я вышел на тот уровень, когда полностью могу посвящать себя любимому делу и нет никаких проблем, беспокойств.

Когда танцую, то задумываюсь над идеологической стороной вопроса. Занимаюсь брейк-дансом я довольно долго и вижу отношение других людей к танцу. Не хочется, чтобы хип-хоп воспринимали как несерьезные танцульки с подворотни. Хочется, чтобы брейк-данс уважали, как балет и танго. Когда я танцую, стараюсь полностью прокачивать окружающих визуально и на душевном уровне. Выплескиваю всю свою энергию, показываю все положительное, что есть в танце, всю красоту, то, как я наслаждаюсь музыкой. Танцы позволяют путешествовать: можно ездить на разные баттлы, фестивали, работать в другие страны. Благодаря танцам можно посмотреть мир.

фотографии: Саша Х

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Дружба, море, фестиваль

Музыка

На берегу Балтийского моря в августе пройдет отличный фестиваль — Satta Outside. Мы знаем о нем давно и не понаслышке: ребята из КУ ездили на него не раз и всегда привозили интересные истории и хорошие отзывы. Организаторы фестиваля рассказали нам о его истории и развитии, а еще о том, как убеждать разных чиновников в пользе таких мероприятий.