История №1. Как побывал в милицейском участке Андрей Коровайко
Бывший редактор TUT.by Андрей Коровайко вечером 30 июля разместил пост о том, что его забрала в участок милиция около Ратуши. KYKY позвонил Коровайко, чтобы узнать подробности. «Я приехал в центр, чтобы встретиться с друзьями, которые ждали меня в баре возле Ратуши. И не дождались, потому что меня остановил кордон со словами: «Вы нетрезвый. Разворачивайтесь и идите домой». Я стал спорить. Выпил пол-литровую бутылку пива перед тем, как выехать в центр. Им не понравилось, что я их не послушал с первого раза – вызвали машину и повезли меня в РУВД Центрального района составлять протокол о нахождении в нетрезвом виде в общественном месте.
В участке я пробыл больше часа. Кроме меня там были лица явно в нетрезвом состоянии. Милиционеры сначала разбирались с ними: составляли протокол и отпускали. Меня же держали до последнего. Я им очень не понравился, потому что спорил, требовал освидетельствования, чтобы проверили на алкоголь. На это они мне отвечали, что вообще на пару суток задержат, если не успокоюсь. В итоге дали штраф на полбазовых величины. Но его не выписали – сказали, что придет повестка, и надо будет в суд идти (или что-то в этом роде, я так и не понял)». В конце разговора Андрей Коровайко добавил: «Перед тем, как уходил, мне дословно сказали, чтобы я на Зыбицкую в тот вечер не совался, потому что будут «чистки».
Всегда ли выпивший человек может оказаться в участке
В статье 17.3 кодекса об административной ответственности говорится, что «появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин». Получается, не всякого пьяного человека могут задержать? KYKY обратился за комментарием к пресс-секретарю ГУВД Александру Ластовскому. Он утверждает, что основания применить меры в отношении нетрезвого гражданина, который находится в общественном месте, существуют априори: он попадает под ту самую статью 17.3. «Будут ли реализованы эти основания для проведения в РУВД или нет, зависит от конкретной ситуации. На 99,9% они зависят от состояния и поведения человека».
В теории, избежать увлекательного времяпрепровождения в участке, если вы «перебрали», можно. «Если человек вежлив, покажет документы и сознает, что он нетрезв, и у милиционера складывается впечатление, что никаких проблем ни себе, ни обществу он не доставит, ему просто скажут: «Всего хорошего, берегите себя и окружающих». И спросят, где проживает, чтобы узнать, сможет ли человек добраться домой и представляет ли, как это сделать. Я больше, чем уверен, что никаких протоколов составлено не будет».
Соответственно, чтобы попасть в РУВД, должна произойти обратная ситуация. Другой вопрос, что «неадекватное поведение и сопротивление» – довольно субъективное понятие. А ещё бывает, что человек внешне похож на преступника: «В состоянии алкогольного опьянения ведь не только добропорядочные граждане находятся, но и разыскиваемые преступники, а иногда и особо опасные».
«При оценке тяжести совершенного правонарушения учитывается и человеческий фактор: степень алкогольного опьянения, поведение хулиганского характера. А это определяет сотрудник милиции – эти категории не прописаны законом. Если вы не согласны с принятыми мерами, можете их обжаловать». Алкотестеры, по словам Александра Ластовского, применять на улице «просто неразумно». То есть за доказательствами все равно придется ехать в участок.
История №2. Любишь сидр на бордюре пить – люби и побои снимать
Этот пост разместил у себя в Facebook журналист Алесь Ерошевич. Ему повезло гораздо меньше. «Вечером в субботу я с подругой после концерта на «Пешеходке» решил пойти попить сидра в «ДЭПО». Взяли себе по бутылке, но поскольку ни в кафе, ни на летней террасе не было мест, то мы сели в двух-трех метрах от столиков на бордюр в ожидании свободного места. Попивая сидр, мы не думали, что этот вечер может закончиться так печально.
Спустя некоторое время к нам подошли два ОМОНовца. Как потом оказалось, это были Владимир Селиванов и Владимир Наумович. Они сказали, что здесь пить нельзя. Мы объяснили, что мест нет, поэтому сели на бордюр. Тогда они попросили нас зайти в кафе. Мы сказали, что пойдем туда, когда появятся свободные места. После этих слов они пригрозили нам задержанием. Слово за слово – и уже едет машина для задержания. Мы пытались ретироваться в кафе, но они нас уже не отпускали и тащили в микроавтобус. На протяжении поездки в Центральное РУВД к нам применяли грубую силу, укладывали лицом в пол, прижимали ногами и в итоге надели наручники. Сейчас у нас на теле немало ушибов и гематом.
В РУВД нам долго морочили голову и где-то в два-три часа ночи, не составив никаких документов, отправили в обезьянник. Ночь выдалась веселой. Не все задержанные оказались такими спокойными, как мы.
В обезьяннике мы просидели до десяти утра. Нам дали не до конца заполненные протоколы и предложили их подписать, если мы не хотим поехать в ЦИП до суда. Желание быстрее попасть домой после адской ночи сделало свое дело. Мы согласились подписать документы, но с оговорками, которые расскажем в суде. Туда нас должны вызвать смс-кой. Завтра мы пойдем снимать побои. Я уверен, что в Берлине, Киеве и других городах нам бы ни слова не сказали на то, что мы пьем вблизи кафе, на улице, где все так делают. Но не у нас. При встрече с ментами ты в любом случае виноват».
Можно ли пить в трёх метрах от бара на Зыбицкой
KYKY спросил у Александра Ластовского: можно ли пить алкоголь в стороне от бара, если там нет мест. «В законе нет понятия «молодежная улица». В законе четко указано, где можно распивать напитки. Переводя с юридического языка на русский, это бары, рестораны и другие питейные заведения. Все, что вне их рамок – это общественное место, и там распивать спиртное запрещено». По этому принципу «три метра от бара» приравнивается к общественному месту.
«Если гражданин употреблял спиртное, правда всегда будет за милиционером, – говорит Ластовский. – А дальше меры могут быть приняты разные – зависит от того, сознает ли гражданин, что нарушает общественный порядок или нет. По закону, если человек признает свою вину и раскаивается (то есть не является злостным нарушителем), к нему могут быть применены минимальные меры воздействия: профилактическая беседа или предупреждение. Но если человек демонстрирует неуважение к закону, неподчинение и считает свое поведение нормальным и правильным, он должен заплатить – рублем или арестом».
Будет ли больше нарядов на Зыбицкой
Ластовский говорит, что места в центре города привлекают особое внимание милицейского руководства по причине большого количества людей. «Вы видите на улице Зыбицкой место тусовки. Милиция оценивает ситуацию с точки зрения криминогенной обстановки. И видит источник всплеска квартирных и карманных краж, воровства мобильных телефонов, фактов повреждения автомобилей, хулиганства, распития спиртных напитков в общественных местах. На основе анализа обстановки может быть принято решение добавить сотрудников милиции или ОМОНа, увеличить частоту их прохождения, чтобы стабилизировать обстановку. Если ситуация станет совсем критичной, может быть введен какой-нибудь план или спецоперация (сосредоточение скоординированных сил на конкретно проблеме на конкретном участке)».
Как утверждает Ластовский, информации по какой-либо спецоперации или ощутимого усиления у него нет. «Идет планомерная работа по пресечению факта распития спиртных напитков в общественных местах. Увеличилось количество сотрудников милиции или уменьшилось – это уже мелочи. Стало ли больше задержаний на улице Зыбицкая, я могу вам сказать только на основе скрупулезного анализа. Но его у меня нет, и не знаю, насколько он доступен для меня и для СМИ, поскольку это информация для служебного пользования».