«Сравнение с ДНР – смешное». Каталония глазами очевидца из Беларуси

Места • Ирина Михно
Первого октября в Каталонии прошел референдум о независимости, который власти Испании признали незаконным, поэтому устроили жестокий разгон тех, кто пытался голосовать. Каталонцы при этом посчитали голоса и объявили, что 90 процентов жителей хочет отделиться от Испании. Чтобы понять, как дальше будут развиваться события в автономном сообществе и начнется ли в Испании гражданская война, KYKY связался с беларусом ​Павлом Кирилёнком​, который уже больше десяти лет живет в Каталонии, и узнал новости с места событий.

В день голосования тысячи испанских полицейских изымали урны для голосования и откровенно били людей на улицах, даже стреляли резиновыми пулями. Несмотря на это, референдум все же состоялся, а по его итогам выяснилось, что большая часть Каталонцев выступает за отделение. Дальше – рассказ Павла от первого лица.

«Каталонская полиция не принимает участия в силовых акциях». Что происходит сейчас

«Сегодня, спустя два дня, в Каталонии общенациональная забастовка: практически все заведения, включая школы, банки и магазины, закрыты. По дорогам не ходит общественный транспорт, они перекрыты людьми. Народ расставляет блок-посты, цель которых – полностью остановить жизнь Каталонии, чтобы выразить протест против действий Испанской полиции в воскресенье.

Сложно комментировать действия полицейских. Думаю, многие видели, что и как происходило в Каталонии в день референдума. Лично я в столкновениях не пострадал, но был очень близко к месту, где произошел один из самых жестких захватов урн для голосования, и видел шокированных, плачущих, избитых людей. Я был и на участке, где Каталонцам удалось сорвать попытку очередного штурма: люди просто отогнали фургон с полицией.

Фото: Manu Fernandez / AP Photo / East News

Здесь стоит уточнить: каталонская полиция не принимает участия в силовых акциях. У них есть четкий указ не применять силу ни в коем случае, если только речь не идет о самозащите, либо защите людей от жесткого нападения. А испанские власти «привезли» в Каталонию около 10 000 полицейских со всей страны. К слову, до вчерашнего дня национальная полиция размещалась в Каталонских отелях, но управляющие выселили всех ее сотрудников, сославшись на то, что протесты, которые проходят под их окнами, мешают жизни других постояльцев.

Про слова премьер-министра Испании, о том, что полицейские действовали законно, лично я думал очень долго. Буквально вчера местные жители объяснили, что подобными заявлениями власть Испании банально пытается заработать себе рейтинг, «подняться» в глазах испанцев и заработать плюсики на следующие выборы. Очевидно, что чуть ли не две трети жителей Испании хочет, чтобы действия Каталонцев были пресечены.

«Сотрудники банка в костюмах тоже пришли на демонстрацию». Что происходило вчера

Вчера, 2 октября, все в государстве было тихо. Люди всего на полчаса вышли на улицу, чтобы еще раз заявить о своих настроениях. Одни пришли на площадь, другие просто вышли из офисных зданий и жилых домов. Был очень красивый момент: практически все сотрудники крупнейшего каталонского банка – серьезные мужчины в костюмах – тоже пришли на демонстрацию. Они вместе со всеми перекрыли проспект и скандировали молодежные анархистские лозунги о том, что «улицы всегда будут наши». Идет мощнейшее единение людей абсолютно разных слоев населения. Национальная полиция себя никак не проявила – единственное, над городом летал военный самолет.

Что будет сегодня – пока неизвестно. Но все разговоры, которые я слышал, говорят о том, что насилие со стороны каталонцев в сторону полицейских исключено. Люди придерживаются пацифистских настроений. В их планах – мирно заблокировать входы в здания и пытаться никак физически не соприкасаться с сотрудниками полиции: даже самые легкие объекты типа плакатов держать от них подальше. Что будет дальше – сказать невозможно. Неясно, до какого момента накалится обстановка.

«Сравнение Каталонии и ДНР – смешное». Что будет происходить дальше

Пока что забастовка объявлена на один день, но президент Каталонии Карлес Пучдемон высказывался, что есть возможность продлить ее еще на десять дней до 13 октября. Это случится, если профсоюзные и общественные организации решат, что имеют право бастовать дальше. Очевидно, на их решение повлияет то, как будет вести себя национальная полиция, то есть испанская власть.

Фото: Emilio Morenatti / AP Photo / East News

Сравнение Каталонии и ДНР – смешное. Формально, согласен, сходство есть, но ситуации кардинально разные. Во-первых, движение в Донецке провоцируется третьей силой – Россией, у Каталонцев же такой силы нет. Во-вторых, менталитет и исторический контекст у государств абсолютно разные.

«Здесь царит толерантность». Начнется ли в Каталонии гражданская война

Еще этим летом по опросам жителей Каталонии было видно, что 49-51% населения против отделения от Испании. Сейчас ситуация поменялась: несогласных с независимостью уже меньше, где-то 40-41%. Каждый имеет свое мнение, я уверен, во многих семьях, дружеских компаниях произошел политический раскол, но вариант гражданской войны в Каталонии исключен. Здесь царит толерантность, люди не переносят политические разногласия на личные отношения. Сейчас испанские СМИ пишут, что политики способствуют разобщению Каталонии. На самом деле, все иначе. Люди объединяются. Более того, даже те люди, которые все еще выступают против независимости, поддерживают пострадавших и осуждают национальную полицию. И часть этих людей в знак солидарности с бойкотирующими тоже не вышли сегодня на работу.

Фото: Josep Lago / AFP / East News

Как каталонцы заявляли в СМИ, по итогам референдума 90% проголосовавших (по данным каталонских властей в референдуме приняли участие 2,2 из 5,3 миллионов избирателей – прим. KYKY) за ее отделение от Испании. Это реальные цифры. Не исключаю, что из-за условий, в которых проходило голосование, могут быть небольшие погрешности, но в целом ситуация отражена объективно. Понятно, что сейчас идет волна возмущения по поводу технических деталей референдума. Действительно, бюллетеней было напечатано больше, чем нужно. Власти Каталонии сделали это намеренно – они, можно сказать, немного «подшутили» над национальной полицией, так как знали, что бланки для голосования будут конфисковать. Так и произошло: во многих типографиях изъяли миллионы бюллетеней. И Каталонцы говорили, мол, забирайте, мы дома еще напечатаем.

«Каталония не станет самостоятельно выходить из состава Евросоюза». Планы властей

Если Мадрид сделает предложение провести референдум еще раз, но уже в спокойной мирной обстановке, власти Каталонии однозначно примут это предложение, так как это правильный цивилизованный вариант развития событий. Уверен, цифры будут прежними. Но я очень сомневаюсь, что такой исход в принципе возможен.

Очередь из желающих проголосовать в барселонской школе. Фото: Santi Donaire / EPA / Scanpix / LETA

План того, как будет развиваться Каталония в случаи отделения от Испании, пока не озвучивают. Насколько мне известно, над ним сейчас еще только работают и точных положений к действиям нет. Никто не хочет форсировать события. С большой долей вероятности Каталония не станет самостоятельно выходить из состава Евросоюза. Ну, или как было в ситуации с Шотландией: когда маленький регион отделяется, ему нужно «выйти», чтобы потом снова «зайти». С другой стороны, зачем ЕС выбрасывать из своего состава работящий богатый регион? Уточню: каталонцы сейчас настолько возмущены, что даже перспектива выйти из ЕС не станет поводом прекратить борьбу. Сейчас ситуацию можно описать так: «жена хочет развода любой ценой».

Фото: Jon Nazca

По поводу дальнейших действий: каталонские власти требуют международного посредничества – человека из ЕС или другого государства, который вступил бы в их переговорный процесс с Мадридом.

Политики Каталонии пошли ва-банк: они не подчинились официальным законам и решениям многочисленных судов, поэтому вернуть жизнь государства на исходную позицию не получится точно.

Скорее всего, каталонцы будут идти до конца. В случае проигрыша, возможно, Испания примет репрессивные меры в виде арестов и сокращения полномочий властей Каталонии.

HTML

Но одно ясно уже сейчас: такой волны насилия, как на украинском Майдане в Каталонии не будет ни при каком раскладе. Национальная полиция Испании никогда не станет такой же «брутальной», как украинская. Даже в день референдума всего двух человек тяжело ранили (по версии BBC всего пострадало 844 человека – Прим. KYKY). Козырь Каталонского движения за независимость – массовость: то количество людей, которые прямо сейчас выходят на улицы Каталонии, могут добиться серьезных целей, и не применяя агрессию».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Что должно произойти с Каталонией?

4. Ой мне все равно
2. Каталония обретает независимость
1. Мадрид проводит законный референдум, и все счастливы
3. Испания сохраняет свою целостность

Всего проголосовало:226

«В кафе люди сидят со свечами в форме головы Сталина и поедают «Хрущевский салат». Журналист из Китая о пяти днях в Беларуси

Места • Крис Тейлор

Пятидневный безвиз привлекает в Беларусь журналистов не только с запада. На этот раз нашу страну посетил китаец Крис Тейлор из «South China Morning Post». Тейлор описал нашу страну не так тоталитарно, как это сделал его коллега из Канады в прошлый раз. Но все равно после прочтения текста возникают вопросы: Как гомельское кафе оказалось в Минске? Кто сейчас пьет чай из самоваров? И почему аисты – злые птицы? KYKY публикует полный перевод материала.