Иран чем-то похож на СССР перед развалом. В стране производится все, но есть государственные правила, через которые не перешагнешь – например, касательно одежды или поведения в обществе. Раньше Иран только продавал сырую нефть, но был вынужден построить свои заводы, потому что страну изолировали. Хотя, конечно, техника и автомобили там некачественные – зато дешевые, и всем хватает. Иранцам тяжело выехать заграницу. Из-за этого они только сильнее хотят это сделать, чтобы «хлебнуть воли». Если в европейской стране видишь, что люди в ресторане неадекватно себя ведут – большая вероятность, что это иранцы.
Иранцы добрые, но могут «ударить ножом в спину»
Иранцы добрые и простые. Они шииты, тогда как все радикалы – сунниты. Иранцы против войны в Сирии, против терроризма – взорвать себя для них немыслимо. Они переживают из-за того, что всех мусульман считают террористами, говорят: «Мы же никого не убивали!» При этом есть много людей новой волны, особенно в столице, которые стремятся жить, как европейцы. Иранцам интересно узнать, что происходит за границей, поэтому они всегда пригласят присесть и попросят рассказать что-нибудь. Модным считается знать английский или русский. Многие показывают, что якобы знают английский, но могут сказать только пять слов, таких, как «hello». Вообще, к туристам в Иране относятся замечательно. Куда бы я ни шел, для меня везде были открыты двери. Иностранцу всегда первому помогут. Наверное, к африканцам хуже будут относиться, но белые там просто в шоколаде. Единственное: много приезжих из Афганистана и Пакистана – с ними надо быть осторожнее.
Иранцы много путешествуют, особенно по своей стране: государство дает путевки. Часто ездят в Ирак – там много важных для шиитов святынь. Жители называют Иран «страной четырех времен года»: в разных регионах можно найти и зиму, и лето, и осень, и весну. Много горнолыжных курортов, особенно возле столицы. В Иране, как известно, запрещен алкоголь. Иностранец может взять бутылку для себя, но не может никому показывать. Зато с марихуаной легче, чем с водкой. Если будет проверка, и полиция найдет алкоголь, будет несладко. А если найдут траву, то просто побеседуют по душам, спросят: «Оно тебе поможет?» И отпустят – если ты не реализуешь эту траву, конечно.
Иранская полиция работает на десять с плюсом. С любой проблемой ты можешь пойти к к ней – полиция всегда на твоей стороне. Хоть и английский мало кто знает. Если ты ничего не нарушил, полиция никогда не задержит. Наоборот, они будут с тобой разговаривать. Всегда спросят, почему ты так сделал – а вдруг у тебя какие-то проблемы в семье? Помочь могут. В каждом полицейском участке есть духовные люди. Иранской полиции главное, чтобы на участке было меньше проблем – этим она отличается от белорусской.
Самое неприятное в том, что иранцы – злопамятные. Если ты что-то сделал иранцу, он попытается отомстить, «пырнуть ножом в спину», грубо говоря.
Хорошо работает «сарафанное радио» – иранцы постоянно друг друга обсуждают и сильно зависят от чужого мнения. Отчасти поэтому в Иране нет детдомов как таковых. Культура не позволяет отказываться от детей, и если, например, родственник умер, и остались дети, их заберут в семью. Другие люди не поймут, если семья откажется от ребенка – как так?
Шпионаж и контроль за иностранцами
Многие страны шпионят за Ираном – особенно Израиль. Поэтому здесь контролируют тех, кто въезжает и выезжает – как в Советском союзе. Чаще всего в шпионы вербуют иностранцев. За это платят большие деньги, но многих шпионов в Иране повесили. В то же время, если иранец хочет учиться за границей, ему помогают – финансово в том числе. Единственное условие – человек должен вернуться. Кто-то должен поручиться за это – например, семья закладывает все свое имущество.
Конечно, за иностранцами здесь следят. Среди преподавателей были люди, которые постоянно присматривали за нами: как себя ведешь, с кем общаешься, о чем спрашиваешь. Но меня никак не ограничивали в передвижениях: ходил и ездил на мотоцикле, куда хотел. Если ты не даешь повода, тебя никто не имеет право тронуть. Ты студент из другой страны – значит, ты под защитой. Мне как европейцу нет проблем выехать за границу. Местному, чтобы получить паспорт, нужно отслужить в армии. И чтобы выехать из страны, надо брать разрешение в компетентных органах. Для путешествий по стране у них есть внутренняя карточка, как ID-карта в Европе.
Однажды я привлек внимание служб. Я инженер и ездил в город Бушер на атомную станцию, которую строят русские. У меня там друзья, да и интересно было посмотреть. Это вызвало массу вопросов, потому что атомная станция – стратегический объект для Ирана. К тому же у них было много проблем с европейской стороны: мешали строить. Например, два года назад Иран купил французское (если не ошибаюсь) оборудование – в нем были заложены детонаторы.
А мой друг из Москвы сидел в тюрьме, потому что его подозревали в шпионаже. Правда, по его словам, иранская тюрьма – это гостиница. Предлагают обучение, дают техническое образование. Если найдется группа из 7-10 человек, которая захочет изучать, например, IT, им найдут учителя. В крайнем случае будут оплачивать половину стоимости обучения или дадут помещение бесплатно.
Отношения между мужчинами и женщинами
В Иране есть запреты касательно одежды. Например, женщинам нельзя носить декольте, должны быть прикрытыми поясница, руки до запястья, ноги до щиколотки, шея и волосы. У мужчин туловище должно быть закрыто минимум до пупа, ноги – до колена. Вне брака никакого флирта и интимных отношений быть не может – это презирается и наказывается законом. Однажды я стал подмигивать девушке – подошла полиция и стала объяснять, что так нельзя. Но просто общаться – можно. Я ходил на курсы, и в группе учились и парни, и девушки.
Чаще всего будущих мужа и жену знакомят родители. После знакомства пара заключает временный договор: две недели общаются и узнают друг друга. Если сходятся – свадьба, не сходятся – расстаются. В Иране можно разводиться и жениться по второму разу. Но иранцы плохо относятся к тому, что семья распадается. Если есть возможность сохранить семью – особенно когда есть дети – знакомые всячески помогают преодолеть разногласия. Но если совсем плохо вместе, никто будет мешать расставанию.
Девушки в Иране более обеспечены и защищены законом, чем у нас. Во-первых, когда девушка выходит замуж, мужчина по закону должен сделать денежный подарок – чтобы в случае развода она могла какое-то время жить сама. Если у парня нет денег на момент свадьбы, он оформляет расписку. Во-вторых, муж обязан обеспечивать жену. Женщине предпочтительней смотреть за детьми, но если она хочет работать – пожалуйста. Просто в Иране нет необходимости работать и мужу, и жене, чтобы прокормить семью. Есть здесь и многоженство. Но если мужчина берет вторую жену, обе должны быть равными. Если у одной есть квартира, у другой тоже должна быть. Больше четырех жен брать нельзя – и на каждую следующую должна быть причина.
Бензин, арбуз и флюорография – за доллар. Цены на еду и медицину
Средняя зарплата в Иране – $200. Но там за эти деньги можно купить в два раза больше, чем у нас. Я позволял себе жить, не экономя. В Иране фрукты и овощи доступны круглый год – для меня это важно, потому что я сыроед. За доллар можно купить три килограмма помидоров или огурцов, большой арбуз в сезон. Хурмой в сезон я просто объедался.
За доллар можно купить три с половиной литра бензина – и то, подняли цены. До этого можно было купить семь литров за доллар (по скидочной карте, правда). Пачка сигарет стоит доллар. Но по сравнению с ценами на фрукты и овощи это дорого. В последнее время все больше людей стало курить, хотя идет пропаганда здорового образа жизни. В иранских больницах стоит новейшая техника – не сравнить с беларускими. Да, может, у нас врачи опытнее, но с такой техникой и обезьяны справятся.
Я сомневаюсь в высоком классе врачей в Иране по той простой причине, что по исламу люди не могут проводить эксперименты над покойниками. Зато цены на медицинские услуги настолько низкие, что люди из соседних стран едут лечиться и покупать лекарства в Иран – даже россияне.
За флюорографию я как иностранец отдал один доллар – при этом делал в хорошей клинике. Приятель сломал ногу – его осмотрел врач, сделал снимок, наложил гипс, и вышло около $30. Ещё и скидку сделали, потому что мы студенты. У иранцев есть страховочные карточки – по ним все на 30% дешевле.
Еще мне нравятся иранские кожаные шмотки – они качественные, хоть выглядят немодно. Кожаный ремень с отделкой стоит $15 – у нас такой будет $20-25 минимум. Я купил себе кожаный костюм, чтобы на мотоцикле кататься – отдал $100. Есть два острова в Персидском заливе – Кешм и Киш. Там европейская жизнь: свободная экономическая зона, европейские инвестиции и фирмы, технологии, много европейцев, какие-то фирмы. Жизнь, как в любой жаркой европейской стране. Девушки, конечно, прикрытые, но поведение ничем не отличается. Эти острова намного обогнали материковый Иран и даже Беларусь по развитию. Но цены там выше, потому что товары на остров доставлять дороже. Зато без таможни привозят европейские шмотки – я ездил туда в шоп-туры. В остальной части Ирана европейскую одежду практически невозможно достать, и она очень дорогая.
За последние десять лет Иран из непонятно кого вышел в лидеры по физике и математике на мировой арене. Когда-то все золотые медали брал Советский союз – сейчас как минимум 30% наград на всех физико-математических конкурсах получает Иран. В НАСА около 70% – выходцы из Ирана. Как так получилось? Среди стран-соседей в Иране наиболее свободная учеба. В некоторых странах есть запрещенные книги (например, о коммунизме) – в Иране ты как студент можешь взять любую. Сам выбирай, что читать. Правительство делает ставку на образование, и это дает очень хорошие результаты.
Фото из личного архива героя