В Беларуси есть крупный импортер по совместительству производитель собственных напитков. KYKY поговорил с бренд-менеджером Белвингрупп Еленой Иваненко и выяснил, почему проще сделать в нашей стране сангрию и шипучее слабоалкогольное San Remino, чем привезти эти напитки из-за границы.
KYKY: Почему крупный импортер решил развернуть свое производство?
Елена Иваненко: Мы начинали свою деятельность в 1993 году только с импорта алкогольных продуктов в Беларусь. В то время это было достаточно прибыльное направление, которое интенсивно развивалось. Но мы всегда учитываем и соотносим возможности нашего и европейского рынка с действующим законодательством, в котором работаем. В 2008 году в Беларуси ввели институт специмпортеров, говоря обывательским языком, квоты – ограничения, выраженные в объеме на ввоз определенной категории напитков. Оценив возможные риски, компания активно начала искать новые решения. Политика собственников нашей компании заключается в постоянной дифференциации бизнеса, поэтому мы пробовали себя в абсолютно разных сферах. Работали даже с техникой. Но пришли к выводу, что наша основная компетенция – это все же алкогольный рынок. У нас появилась сеть розничных магазинов, которая сейчас является хорошим каналом продаж. Но главное, она выполняет основную нашу миссию – работает с конечным потребителем и развивает культуру потребления алкогольных напитков. Важно понимать, что риски есть абсолютно во всех, даже в комплементарных направлениях. Отвечая на вопрос, одной из причин открытия производства стало появление института специмпортеров. Мы понимали, что только этот шаг даст нам возможность работать на экспорт и получать валютную выручку, и тем самым выполнять бизнес-задачи.
Главное, будучи импортерами, мы понимаем, какими продуктами интересуется наш потребитель. И зная спрос беларусов – наша целевая аудитория очень разная по уровню дохода – мы стараемся удовлетворить предложением всех.
KYKY: Производство сейчас приносит большую прибыль, чем импортное направление? Есть планы уйти только в одно направление?
Е.И.: Надо понимать, что мы работаем в сложном, рискованном алкогольном рынке, в котором есть ряд весомых ограничений. К тому же мы находимся в ситуации постоянных законодательных изменений и других рисков – валютных, например. Потрясения, которые могут повлиять на развитие всех направлений нашего бизнеса, разные, и их много. Долгосрочное планирование невозможно. Поэтому мы прорабатываем производственное направление, как в оптимистичном, так и пессимистичном прогнозе. Ориентируясь, прежде всего, на цифры. На основании данных статистического комитета Беларуси могу сказать, что за прошедшие десять месяцев наш алкогольный рынок вырос на 6,4 процента. Рост произошел, прежде всего за счет импортных товаров, особенно это касается винной категории. Однако мы видим и подъем интереса к товарам беларуского производства. Именно в эти категории мы и направляем свои усилия. Основываясь на данных статистики, трендах отрасли и вкусах покупателей, запустили ряд продуктов в 2018 году.
KYKY: Где располагается производство? Разные напитки делаются в разных странах?
Е.И.: Все наши напитки производятся на одном заводе СООО 'Производственная компания Сябры', который находится в Гомеле. Мы занимаемся не первичным, а вторичным виноделием - по такому принципу работают почти все беларуские производители-виноделы. Закупаем виноматериал у европейских партнеров и разливаем его в тару. Многие думают, что виноматериал – это порошок, который смешивают с водой и таким образом производят вино, но это не так. Виноматериал – это уже вино, но, следуя нашему законодательству, мы не можем его так называть, пока оно не появилось в бутылке.
Безусловно, нас нельзя сравнивать с европейскими производителями, поскольку они в основном занимаются первичным производством. У них есть возможность влиять на полный цикл: от сбора урожая винограда до готового продукта, контролировать технологический процесс, необходимый для производства качественного вина. Тем не менее, мы не менее щепетильно относимся к нашему продукту.
Когда в 2008 году только запускали производство, разработали маркетинговую стратегию – решили, что будем разливать вино уже известных на беларуском рынке марок. Заинтересованные в предложении бренды отправляли своих представителей на наш завод. Они оценивали его готовность, проверяли наличие стандартов качества, которые необходимы для работы на мировой арене. Некоторые посещали наше производство со своими технологами. Просили несколько образцов и исследовали их самостоятельно: выясняли, что никаких химических изменений с продуктом со временем не происходит. И только после всего этого мы договорились на лицензионный розлив с несколькими брендами. На сотрудничество согласилась известные в Европе Les Grands Chais (Франция) и Peter Mertes (Германия) , мы и сейчас разливаем их вина. Это один из самых важных параметров качества нашей работы.
Партнеры находятся с нами в постоянной коммуникации. Несколько раз в год приезжают на производство. Кроме того, закупают наши напитки в розничных магазинах, исследуют их уже у себя в стране и высылают нам оценку. Нареканий не было, что свидетельствует о качестве продукции, которую мы предлагаем нашему потребителю. Это держит нас в постоянном тонусе и дает возможность для развития новых связей с будущими партнерами.
KYKY: Ваши продукты делаются на основе европейских виноматериалов, но на этикетке все равно написано «Беларусь». Есть ли проблема с реализацией продукта, произведенного в Гомеле?
Е.И.: Я не могу сказать, что этот факт влияет на продажи. Если говорить про абсолютные цифры, виноградные вина собственного производства покупаются в Беларуси значительно больше, чем импортные. Мне кажется, на этот фактор влияет не только цена наших собственных напитков, но и, прежде всего, их вкусовые свойства и качество.
Повторюсь, мы стараемся вывести на рынок популярные среди потребителей напитки. В 2017 году заметили, что основным трендом в Европе является категория слабоалкогольных напитков. Наши иностранные партнеры активно развивают коктейльные темы, создают продукты с добавлением натуральных экстрактов. Подобного на нашем рынке практически нет, и конкретно мы эту историю никогда не затрагивали. Посчитали, какой доход она может принести нам, и решили уйти в это направление на производстве. Начали делать Sangria (Сангрия) и San Remino (Сан Ремино).
KYKY: Почему вы решили производить, а не импортировать слабоалкогольные напитки? На них есть спрос в Беларуси?
Е.И.: В нашем законодательстве не существует категории алкогольных напитков, которые содержат от 7 до 9 градусов алкоголя. Поэтому мы решили интегрировать популярный продукт из импортного в производственное направление. Мне кажется, в этом заключается искусство дифференциации бизнеса. Для нас это было оптимальным решением и по доходной части, и, прежде всего, по поставке качественного продукта потребителю.
Наша Сангрия делается на основе виноградного виноматериала с добавлением натуральных экстрактов – вишни, апельсина, манго, лайма, яблока. При помощи этого напитка мы хотим показать потребителю, что винный продукт может быть разным – не только классическим, но с различными вкусовыми особенностями. Отмечу, что изначально этот продукт задумывался нами, как сезонный летний. Но его вкус и качество понравились потребителю настолько, что розлив напитка продолжается и сейчас – объем продаж с наступлением похолодания не упал.
KYKY: Как вы производите шипучее San Remino?
Е.И.: Все эти слабоалкогольные напитки производятся на базе виноматериала с добавлением натуральных виноградных экстрактов. У нас на производстве есть оборудование, которое на молекулярном уровне позволяет добавить больше газированности в напиток. Приведу пример с обычной газировкой: когда ее делают, сначала разливают «тихий» напиток в бутылку, и только потом добавляют диоксид углерода (CO2). У нас же есть специальная установка, где виноматериал и CO2 встречаются на больших скоростях, примерно 82 м/с. Компоненты соединяются непосредственно в карбонизаторе, и в итоге у напитка появляются мелкие, круглые и колкие пузыри. На обывательском уровне наше газированное сложно отличить от игристого, жемчужного напитка. Мы проводили эксперименты: наливали в бокал наш и импортный продукт – разницы по внешнему виду практически не было. Если опять же сравнивать с газировкой, через два часа она становится обычным напитком, а наш продукт держит газацию на протяжении суток. Эта разработка – наше ноу-хау.
KYKY: Можно сказать, что вы стали конкурентами для крупных производителей игристого?
Е.И.: Я бы не сказала, что мы находимся в прямой конкуренции. Мы не производим шампанское и игристое, потому что для этого необходима определенная техническая база. Хотя идти дальше в этом направлении, безусловно, интересно. Но, опять же, это дополнительные и очень серьезные инвестиции. Взвешивая все риски и финансовую нагрузку, мы понимаем, что у нас уже есть множества других интересных проектов, которые стоит развивать и получать существенный доход.
Наша компания не стоит на месте. Мы постоянно исследуем мировые тенденции, исходя из которых, расширяем свой ассортимент. И не только слабоалкогольных, но и крепких напитков. Основная миссия Белвингрупп – развитие культуры потребления алкогольных напитков. Мы стремимся развивать алкогольный рынок Беларуси, чтобы люди получали качественный продукт. Поэтому у нас работает собственная сеть магазинов и академия Wine&Spirits, которая постоянно проводит обучающие программы, дегустации и рассказывает потребителю, каким напитком он может себя порадовать, не потеряв в качестве.