Путеводитель по белорусским кладам

Путешествие • Александр Анушенко
Иллюстрированная энциклопедия для юного кладоискателя

divider

Не бульбой единой:
все что ты хотел знать
о сокровищах своей страны.

divider

 

div2

 

Беларусь — одна из самых богатых стран Европы по количеству спрятанных на ее территории кладов. Сокровища могут быть найдены где угодно. Наиболее часто их встречают в полях, приусадебных участках или развалинах домов. Множество кладов лежит под камнями, а также в озерах и реках. Часто сокровища спрятаны под корнями деревьев или в дуплах. В погребениях находят деньги, «выданные» покойнику для расплаты на том свете.

Клады нельзя считать редкими памятниками прошлого. Войны и торговые отношения больше всего способствовали оседанию сокровищ на наших землях. Деньги могли быть утеряны случайно, независимо от воли их владельцев, а могли закапываться целенаправленно в тайники. Бывало, их использовали в культовых целях, принося жертву различным объектам природы.

 

div2

 

klad

 

Легенды и предания белорусов,
связанные с кладами


Легенды фольклора

В белорусском фольклоре сохранилось множество легенд, посвященных сокровищам. Чаще всего действие в них происходит в давние времена, которые никто не помнит. Героями таких легенд выступают воеводы или князья, прогневившие бога. Кто-нибудь из них обязательно был безбожником: утопил колокола, сжег иконы или разрушил церковь. В отместку бог посылает на князя и его дружину чуму. Князь понимает, что в этом месте ему жизни не будет и собирается уезжать, но перед этим обязательно закапывает сокровище. В дороге князя настигает смерть, а клад остается навечно лежать в земле.
 

Легенды войны

Много легенд «приурочено» к войнам. Чаще других в Беларуси свои богатства теряли или закапывали шведы, французы, солдаты русской царской армии. Больше всего людям не дают покоя предания о золоте Наполеона, награбленного во время кампании 1812 г. На Поставщине, согласно местным поверьям, Наполеон утопил бричку с золотом, а в Дятловском районе говорят, будто Наполеон при отступлении также утопил в озере клад. По ночам из этого озера выходит призрак, и если кто-нибудь пробует достать спрятанные сокровища, душит такого искателя.

Мистические легенды

Во многих регионах Беларуси существуют легенды о затопленных золотых лодках полных монет и оружия, каретах, серебряной и золотой посуде. Такие клады дают о себе знать белыми или красными огоньками, сверкающими ночью из реки или озера. Считается, что таким образом сокровище хочет даться людям в руки, но они не понимают знаков и в испуге разбегаются.

***

Клады могут быть закопаны на курганах или старых могильниках. В деревнях около Дрогичина популярна легенда, что на старом кладбище каждый год в Великую Субботу (суббота перед Пасхой) появляются сполохи, похожие на языки пламени. Они бывают белыми, красными или синими. Люди говорят, что это «сушатся» проклятые деньги, закопанные здесь когда-то шведами.

***

Согласно народным поверьям, клады бывают добрыми и злыми. Добрые клады могут быть найдены только добропорядочными людьми. Таким людям обычно помогает дух-благотворитель, который, напустив на человека сон, подкидывает ему деньги. Злые клады находятся под опекой потусторонних темных сил и могут быть получены в результате сделки с нечистиками. Чтоб получить такой клад, человек должен совершить какое-нибудь зло.

 

map

 

Известные белорусские клады


pointer01

 

 

 

pointer02

 

 

 

pointer03

pointer04

Наиболее известным и одним из самых ценных наверняка можно считать денежно-вещевой клад, найденный в 1979 г. около д. Вищин Рогачевского р-на Гомельской обл. Когда-то возле этой деревни на правом берегу Днепра на городище находился замок. Исследуя крепостную стену городища, археологи обнаружили целый набор серебряных женских украшений: бусы, подвески, браслеты, височные украшения. Впервые в одном комплексе были найдены гривны-слитки трех типов – киевские, новгородские и литовские. Ничего подобного на территории Беларуси ни до, ни после того не находили. Возможно, комплекс принадлежал жене феодала, управлявшего замком. Клад относится к так называемому «безмонетному периоду» и спрятан не раньше конца XII – 1-й трети XIII вв. Хранится в Нумизматическом кабинете БГУ.

Самым крупным, найденным в Беларуси, можно считать монетный клад из д. Козьянки Полоцкого р-на Витебской обл. Комплекс обнаружен в 1973 г. случайно на вспаханном поле. В нем содержатся дирхамы Арабского халифата, которые были доминирующим платежным средством Восточной Европы до середины XI в. Через наши земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки», в ареале которого монеты того времени превратились в клад. Есть версия, что клад является разбойничьей казной и спрятан не ранее 40-х гг. Х в. Значительная часть депозита была расхищена после обнаружения. Ныне известно 7690 дирхамов. В настоящее время 7599 монет хранятся в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике, 91 монета известна по фотографиям и рисункам.

Еще один, не имеющий аналогов во всей Восточной Европе, клад был обнаружен в 1957 г. на окраине д. Дегтяны Копыльского р-на Минской обл. В орнаментированном горшке с ручкой находились серебряные ювелирные изделия и монеты (около 7000 экз.). Большинство предметов было расхищено в момент находки. На данный момент сохранились фрагменты 21 украшения и 320 монет чеканки Западной Европы. Среди этих монет 123 денария были отчеканены в Чехии. На близлежащих территориях большее количество чешских денариев не встречается нигде. Время сокрытия – после 1050 г. Хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

Найти большой и ценный клад можно даже в столице. В 1988 г. при прокладке теплотрассы на пересечении улиц Володарская и Городской вал экскаватор зацепил серебряный подсвечник, который рабочие приняли за снаряд. Пришлось даже вызывать саперов. В итоге, бомбу не нашли, а извлекли из земли 13 кг серебра. Клад состоит из 547 серебряных предметов, среди которых представлены монеты и награды Российской империи конца XIX – начала ХХ в. (521 экз.), а также различная декоративная сервировка. Хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь.

 

 

div2

 

Известные белорусские клады,
утерянные безвозвратно


Слуцкий клад. Обнаружен в 1887 г. в каменном склепе. Спрятан не раньше конца XVII – начала XVIII вв. По некоторым сведениям в комплексе находилось около 2000 талеров, чеканенных в Соединённых провинциях Нидерландов, Германской империи и Швейцарии. Судьба клада на данный момент не известна.


В г. Борисове в 1845 г. обнаружен комплекс, известный как клад, найденный птицей. На окраине города была замечена ворона, которая таскала в гнездо какие-то блестящие предметы. Это оказались литовские, польские, прусские и русские монеты XVI века. Есть версия, что сначала деньги находились в горшке и были зарыты в землю. Но при невыясненных обстоятельствах они оказались на поверхности, и птица, привеченная блеском монет, начала их переносить на дерево в гнездо. Место хранения клада не известно.

В 1926 г. в Витебске при проведении работ по укреплению берега Западной Двины был найден глиняный горшок. В нем находилось 792 пражских гроша XIV – XV вв. Считается одним из самым крупных депозитов «эпохи пражского гроша» на Беларуси. До войны большая часть клада хранилась в Витебском отделении Белорусского государственного музея. Во время войны клад пропал и в данный момент его судьба не известна.

Простой пример того, как бесследно может исчезнуть целый клад, показан на брестском депозите. В 1837 г. в Бресте был найден клад, состоящий из 1034 пражских грошей XIV – XV вв. и одного краковского гроша Казимира III. Клад был отдан на изучение в Эрмитаж, затем передан в Петербургскую придворную контору. Дальнейшая судьба неизвестна. Куда могли деться более 3 кг серебра, остается загадкой.

 

 

div2

 

Что делать, если вы нашли клад

Как это ни печально, но каждый год «черные археологи» оставляют все меньше шансов найти полноценный комплекс. На интернет-аукционах все чаще клады, найденные с помощью металлодетектора, практически в полном объеме или по частям сбываются за бесценок, проходя мимо музейных собраний и исследователей.

Незаконное присвоение, повреждение или уничтожение предметов, имеющих историко-культурную ценность, теоретически карается лишь штрафами либо общественными работами. Таким образом, Закон Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» показывает свою полную несостоятельность.

kladpenal

Как это обычно бывает, клады находят случайно простые люди самым прозаическим образом: при пахоте, строительных, дорожных и других работах. Ранее, во времена Великого княжества Литовского и Речи Посполитой клад переходил в полное распоряжение того, кто его нашел.

В Советском союзе человек, нашедший клад, получал 25 % от его стоимости. Согласно белорусскому законодательству (Гражданский кодекс, статья 234), для нашедшего сокровище предусмотрено вознаграждение в размере 50 % от его стоимости. Если клад был найден на чужой земле, вознаграждение делится поровну между нашедшим и владельцем участка, то есть каждый получает по 25 %. Единственные, кто никогда не получают своей доли – это археологи и нумизматы, те, кто по служебным или трудовым обязанностям занимаются его поиском.

Люди, желающие сдать клад государству, передают его на экспертизу специалистам Академии наук РБ, республиканских музеев, Нумизматического кабинета БГУ. Затем, предметы могут поступить туда на постоянное хранение. В связи с тем, что в Беларуси нет четко сформированного антикварного рынка, монеты оцениваются на основе интернет-аукционов. После экспертизы, теоретически, должна следовать выплата. Однако, на деле все окажется не так идеально, гораздо сложнее, дольше и запутаннее. Поэтому часто люди, нашедшие клад, предпочитают продать его коллекционерам, дабы получить возмещение по его полной стоимости и избежать бумажной волокиты.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как геи угрожают национальной безопасности Армении

Путешествие • Ирина Горошко

Так случилось, что этот год я провожу в Армении. Армения — это испытание, другая планета, и меня, как и любого переживающего культурный шок человека, кидает из одной крайности в другую: от безграничного восхищения армянской культурой до полного ее неприятия.