Исполнительный совет МВФ завершил консультации в Беларуси в 2016 году. В своём последнем пресс-релизе специалисты фонда нашли несколько поводов для оптимизма: курс рубля и валютные резервы стабилизировались, а вознаграждение по международным облигациям, которые выпустила Беларусь, сократились. Наша страна по-прежнему с трудом рассчитывается по внешним долгам, но в этом году дефицит счёта текущих операций «находится на гораздо более низком уровне, чем несколько лет назад». Также МВФ положительно оценивает снижение уровня инфляции «несмотря на значительное повышение регулируемых тарифов на коммунальные услуги».
Теперь к плохим новостям. «По-прежнему отмечается повышенная уязвимость, — считают эксперты МВФ. — Замедлилось кредитование частного сектора, снизилось качество активов, ослабла рентабельность банков. Все эти факторы в сочетании с медленным урегулированием проблемных кредитов привели к росту числа необслуживаемых кредитов. Риски для системной ликвидности повышены ввиду высокого уровня долларизации банков и несоответствия валютной структуры активов и обязательств в некоторых основных иностранных валютах. Увеличился государственный долг, несмотря на общий уровень профицитов, отчасти в связи с растущими реализованными убвтками в секторе государственных предприятий. Внешний долг также увеличился, а объём резервов остаётся на низком уровне по междунарожным стандартам».
Фонд ожидает, что в ближайшие годы белорусская экономика продолжит сокращаться. «Ограниченное восстановление» прогнозируется в 2018 году — и то максимум, на который мы можем рассчитывать, — +0,5% ВВП (при -3,0% в 2016 и -0,5% в 2017 годах). Расти экономике мешают «негативная демографическая ситуация и низкие темпы роста производительности в отсутствие более глубоких структурных реформ».
Напоследок директора фонда порадовали белорусские власти тем, что «приняли к сведению заинтересованность официальных органов в программе, поддерживаемой ресурсами Фонда». Напомним, рассчитавшись по кредиту, выданному в 2009-2010 годах, Беларусь рассчитывает получить в МВФ ещё $3 млрд. Совсем недавно Александр Лукашенко назвал фонд «самым приемлемым для нас кредитором».