Вчера, 8 ноября, большая колонна мигрантов подошла к беларуско-польской границе. После нескольких попыток штурма, в пяти метрах от забора с Польшей около тысячи человек разбили лагерь – все эти люди находятся там до сих пор. Поляки уже назвали случившееся «крупнейшей попыткой силового вторжения в Польшу». Политолог Андрей Елисеев решил проанализировать эту ситуацию – и написал колонку о том, как при помощи мигрантов Лукашенко «шантажирует Кремль».
«Эскалация миграционной ситуации со стороны Лукашенко как форма принуждения Евросоюза к диалогу – лишь часть картины большой игры с запредельными ставками.
Как бы парадоксально не казалось на первый взгляд, не в меньшей степени это – еще и шантаж Кремля.
Казалось бы, как же так – напротив, российский МИД часто и от души злорадствует по этому поводу. Мол, агрессивный Запад сам ранее дестабилизировал дальние страны, теперь он беспомощен в противостоянии миграционным потокам, а еще он фашиствует, раз не впускает всех мигрантов – неважно, прибыли они по Средиземному морю либо авиарейсами через Беларусь.
В общем, обыгрывается классическая пропагандистская триада Запад (как антипод ему – миролюбивая, истинно демократическая, суверенная и сильная Россия). Это все так. Однако есть определенная грань столь креативной попытки дестабилизации ЕС, переход которой превращает ее из объекта восхищения Кремля в источник его головной боли. Дестабилизация и злорадство – хорошо, но Кремлю не очень хотелось бы быть вовлеченным в реальный виток военной и экономической напряженности с Западом.
А Лукашенко мастерски отправляет сигнал Москве, что и такое возможно. Из сегодняшнего «интервью»: «Мы знаем, что если допустим какую-то ошибку, если мы оступимся, то это сразу же вовлечет в этот водоворот Россию. А это крупнейшая ядерная держава. Я не безумец. Я прекрасно понимаю, к чему это может привести. Поэтому никакого тут героизма – «схватил автомат и пошел на польскую границу» – нет, ни в коем случае. Мы отдаем себе отчет, мы знаем свое место. Но мы на колени не станем».
Так вот чтобы – неровен час – ничего плохого не случилось и не была допущена роковая «ошибка», которая вовлечет Россию «в этот водоворот» против ее воли, Кремлю стоило бы поскорей решить вопрос с 2-3 миллиардами долларов для ближайшего союзника, подает сигнал Лукашенко.
Мол, мы-то отдаем себе отчет, но и вы там отдавайте нам... отчет.
Даже в этой, казалось бы, «общей» миграционной антизападной игре и в текущей ослабленной политической позиции Лукашенко пытается найти свой мастерский ход и механизм давления на Кремль».