10 ноября в Академии управления учёные, чиновники, депутаты и даже министр информации Лилия Ананич обсуждали, как привить молодёжи симпатию к официальной белорусской символике. «Конкурирующие» символы: герб «Пагоня» и бело-красно-белый флаг — на той встрече были объявлены лузерскими. В частности, потому, что их использовали коллаборационисты — белорусы, которые во время Второй мировой войны сотрудничали с фашистским оккупационным режимом.
Сцяг, якім варта ганарыцца
Связывание оппозиционных символов с негативными явлениями продолжается не первый год. Читатель KYKY Владислав Лапко прислал в редакцию фото странички учебника по истории Беларуси за десятый класс. В тексте, посвящённом жизни занятой немцами страны, возглас «Жыве Беларусь!» ненавязчиво приравнивается к нацистскому приветствию «Хайль Гитлер!»:
Этот учебник издан под редакцией Е.К. Новика в 2012 году, его можно найти на сайте E-padruchnik. Доктор исторических наук, профессор Евгений Новик редактировал и другие учебники по истории Беларуси, о которых писал KYKY.
«Не што іншае, як міф». Што напісана пра сталінскія рэпрэсіі ў падручніках па гісторыі Беларусі
Доктор исторических наук Валентин Голубев об этом фрагменте в учебнике знает, но прокомментировать его отказался. Мол, не нужен доктор исторических наук для того, чтобы комментировать глупости. Поэтому KYKY обратилось за комментарием к руководителю музея-лаборатории «Историческая мастерская» Кузьме Козаку. Музей работает в одном из немногих уцелевших домов бывшего еврейского гетто в Минске и посвящена истории Беларуси времён войны.
«Без сомнения, приветствие 'Жыве Беларусь!' использовалось во время войны. Оно было закреплено в документах того времени. Не только школьники, входящие в класс, но и сами учителя, и многие другие так здоровались друг с другом. И не видели в этом ничего плохого, это было совершенно естественное пожелание.
'Жыве Беларусь!' — это, конечно, не случайное восклицание. Оно уходит корнями в историю Великого княжества Литовского. И в ХХ веке его использовали задолго до войны. Люди, увлечённые идеей БНР, жили в Германии, Чехии, Польше. Когда началась оккупация, они вернулись в Беларусь и начали организовывать общество по-своему. В том числе — создавали школы.
Использовалось и другое приветствие, о котором сказано в учебнике, и портреты Гитлера в кабинетах были — сохранилось много фотографий тех времён. В разных школах, и в разное время было по-разному. Кто-то выбирал более национальный, патриотичный вариант приветствия, а кто-то — другой, но это не было повсеместно. И также важно, что после войны учителя белорусских школ настаивали на том, что во время оккупации работали под принуждением».
Формально написанное в учебнике верно: во время войны в оккупированной Беларуси использовались оба лозунга. Но Кузьма Козак подчёркивает, что проводить между ними знак равенства неправильно, ведь разница очевидна. Историк замечает, что подача материала в учебнике могла бы быть другой.
Сценарист фильма «Жыве Беларусь!» Франак Вячорка, занимает более радикальную позицию: «Учебники не успевают за изменениями в многоходовой и многовекторной политике нашей страны, — говорит он в комментарии KYKY. — Даже ставленики Лукашенко уже не сторонятся восклицания 'Жыве Беларусь!'. Скоро и парады будут начинаться этими словами. Такие учебники можно сдать в макулатуру».