«Беларуская стратегия заключалась в том, чтобы не давать полякам чувствовать себя спокойно по ночам. Я видел это лично». Это слова курда под псевдонимом Галиб, который, как он сам утверждает, выступал посредником между беларускими властями и мигрантами. Беларуское издание «Медиазона» со ссылкой на LRT рассказало, что еще видел и знает Галиб.
8 ноября сотни мигрантов впервые приблизились к польской границе. Кто-то пытался повредить заграждения жердями, лопатами и кусачками. Галиб утверждает, что эти инструменты им выдали беларуские силовики. «Они сказали кому-то, что дадут инструменты для рубки деревьев, дадут нам кусачки. И они дали нам все».
Про себя Галиб рассказывает, что в прошлом был связан с оппозиционной курдской партией «Горран». По его словам, он приехал в Беларусь, согласовав свой отъезд с партией. В лагере мигрантов он взял на себя роль «организатора» и посредника между мигрантами и беларускими властями: «Почему я организатор? Потому что все в Ираке, особенно на севере, знали меня. Я человек, который всегда противостоял правительству. И я всегда против курдского правительства», – объяснил он литовским журналистам.
Галиб рассказал, что в логистическом центре в Брузгах обычно общался с человеком по имени Алексей – он представился сотрудником КГБ. По словам Галиба, Алексея сопровождал еще один силовик – «босс Саша».
Галиб утверждает, что беларуские силовики планировали попытку прорыва границы в ночь с 13 на 14 ноября. 13 ноября они звонили ему 15 или 16 раз. Также Галиб рассказал, что силовики заставляли его спрашивать у мигрантов, готовы ли те принять участие в силовом прорыве – повредить забор: «Они хотели, чтобы я и еще четыре или пять человек, которым выдали защитные очки, головные уборы и шарфы, чтобы скрыть наши лица, сломали забор и прорвались. <...> Беларуская стратегия заключалась в том, чтобы не давать полякам чувствовать себя спокойно по ночам. Я видел это лично».
По словам Галиба, к польской границе мигрантов сопровождали беларусы в штатском, которые при обострении ситуации начинали бросать в польских силовиков камни: «Направлялась большая группа, около 16-18 человек. Потом шли четверо или пятеро солдат. Они ломали забор, а когда приходили польские пограничники, они начинали бросаться камнями. Они старались занять поляков, бросаясь в них камнями, пока люди пересекали границу».
Галиб общался с литовскими журналистами несколько раз. Впервые это случилось в декабре, когда курд еще находился в логистическом центре в Брузгах. Позже его, как утверждает литовское издание, его вынудили вернуться в Ирак. Однако Галиб говорит, что ему удалось обмануть беларуских силовиков: он купил билет с пересадкой в Дубае, откуда смог улететь не в Ирак, а другую страну.