Можно искать в себе сочувствие к украинцам или ненавидеть их протест всей душой. Можно смотреть кадры Евромайдана, скрестив кулаки и готовя флаги для Плошчы. Вместо этого редакция KYKY вышла на минские улицы и задала вопрос прохожим, что бы они сделали на месте Украины и за кем пошли: за Европой или Россией.
Хватит плевать в лифте
Первыми удалось вывести на разговор двух мужчин в ТЦ «Соседи». Строитель Руслан и индивидуальный предприниматель Александр выбирали в отделе кулинарии офисный обед. Судя по взглядам исподлобья, идею украинцев выйти на Майдан не одобряли оба:
— Мне ближе Россия, — сказал ИП Александр.
— Во-первых, потому что мы славяне, — подтвердил строитель Руслан.
— Видели картинку, которая гуляет в интернете? — поинтересовался Александр, — Хочешь в Европу, не плюй в лифте! Не бросай мусор мимо урны, не делай то и не делай это — ты не заметишь, как окажешься в Европе. У нас люди не такие. Пока. Поэтому мы по менталитету ближе к России.
— Это обычная борьба за власть. На Майдане есть десять человек тех, кто верит в это, а остальные — нормально получили свои деньги и отрабатывают. Неужели вы думаете, что власть допустит беспредел, который там происходит? А почему власть заняла позицию стороннего наблюдателя? Потому что кому-то это выгодно, кто-то за это платит, — решил Руслан.
— Европе Украина не нужна, — сказал Александр, — Точнее, Украина Европе нужна только для того, чтобы оторвать ее от России. Обезглавить Россию. А больше ничего не надо.
Янукович им сказал: «Дайте мне 6 миллиардов, заплатите, чтобы я погасил свои долги перед Россией, и я весь ваш!». Евросоюз сказал: «Нет, на вот 600 миллионов, да и то в долг, а больше денег мы тебе не дадим». При этом Греции они 600 миллиардов дали.
А Россия, хочешь не хочешь, сейчас пересмотрит эти газовые контракты, которые они заключили, и будет Украина жить. Так же плохо, как и мы!
— Ха-ха! — засмеялся на прощание строитель Руслан.
Теория большого заговора
Посетители News Café вспоминали о Большом брате. За столиком расположились творческие мужчины, они представились закулисными работниками театра. Один из них, Павел, оторвавшись от экрана гаджета и отводя прядь со лба, сказал:
— Все сценарно и проплачено. Не в банальном смысле Евромайдан проплачен, но давайте сразу говорить, что тут речь не о каких-то бытовых штуках вроде благополучия украинского народа. Глобально это более серьезная игра, я абсолютно убежден. Работают политические технологии, которые были апробированы с арабами. Кому это нужно и зачем? Фиг его знает. Мы не будет впадать в шизофрению по поводу теории всемирного заговора, но очевидно, что есть интересы и Америки, и России по всему миру, как гипергосударств. Понятно, что они в этом направлении работают и вкладывают деньги: технологии существуют, и навряд ли это местная разборка о том, куда идти Украине, где будет открыта граница, и куда украинцам будет легче ехать, куда их товары будут ходить. И ради Бога, манипулировать можно вполне искренними людьми, потому что технологии существуют. От индивидуальных и психологических до работы с любой толпой. Мне кажется, там используются и искренние, и неискренние люди — просто используются человеческие ресурсы.
С Павлом совершенно согласен его сосед по столику:
— Все это напоминает начало перестройки, когда все искренние люди руками и ногами держались за перестройку. То же самое в Украине: они искренне верят. А что в результате получилось? Я сам кричал «Ура!» И что?
— Перед вами человек, который поднимал «бел-чырвона-белы стяг» над Купаловским театром! — представил своего собеседника Павел.
Россия — первая экономика мира
Тем временем, в закусочной ТЦ «Корона» «Пит-Стоп» мужчина в пальто ел котлету по-киевски. Он представился Дмитрием, на вопрос о роде занятий отрезал — человек бизнеса. Стоило завести разговор про вступление Украины в Евросоюз, как Дмитрий стал разговаривать рублеными фразами и смотреть холодными глазами:
— А вы проанализируйте ситуацию! Посчитайте, сколько стран сейчас тянет Евросоюз: Испанию, Грецию… А кто тянет? Меркель! Их тянет Германия, крупнейшая экономика Евросоюза. Вопрос: зачем им такой же прицеп в виде Украины? То, что происходит — это политический ход. Чисто НАТО. И России все равно, главное, чтобы в Украине ракеты НАТО не стояли, а то, будет она в Евросоюзе или еще где-то, им абсолютно все равно. Янукович прекрасно понял, что они России должны 4 миллиарда. Евросоюз сказал: «Завтра будет миллиард». Экономика ясна? Ясна. Три миллиарда где-то надо искать. Заведомо. Они хотят просто-напросто подобрать под себя Черноморское побережье, которое примыкает к Российской Федерации. А что насчет нас: мы транзитная страна, здесь выгода абсолютно ясна. Нам Россия ближе, и это ведущая экономика. Скоро она станет первой экономикой. Китай — вторая, Россия — первая.
Случайный свидетель
В подземном переходе, который в народе зовется «труба», перед выходом к центральному «Макдональдс», стоял юноша Максим. Он сказал, что работает барменом, и вспомнил, что пару дней назад вернулся из Киева, куда ездил на уик-энд:
— Мы как раз мимо этого митинга проходили, но он тогда был мирный. Для меня это так необычно, в Минске не бывает, чтобы так много людей, чтобы один начинал кричать — и человек 50 из этой толпы его поддерживали. Честно, я не разбирался в ситуации. Я ездил в Киев погулять. И в воскресенье, пока я общался с друзьями в кафешке, мой друг поехал к Крещатику и видел, как людей поливали из гидрантов, то есть там начали агрессивно все это дело разгонять. Если в Беларуси будет что-то похожее, я не знаю… Наверное, надо разобраться, почитать документы, которые там предлагают, и сделать выводы. Какие есть плюсы, какие минусы.
Если выбирать между Россией и Евросоюзом, то мне, поскольку я много где был, кажется, что лучше Евросоюз.
Пятьдесят лет одиночества
На улице перед посольством Великобритании стояло несколько белорусских граждан. Среди них была брюнетка Зоя, которая представилась политологом. Она сразу сказала:
— У нас украинская ситуация невозможна, даже геополитически. У нас нет ресурсов, за которые мы могли бы держаться. Конечно, мне ближе Европа, чем Россия, но надо понимать, что мы очень зависимы. Пойти туда? А что мы можем дать, как наша национальная экономика справится? Даже у Литвы все-таки был выход к морю, и там была немного другая политическая подоплека. Европейский союз основан на ценностях. Он предлагает ценности. И они ближе Литве и Латвии, хотя у них тоже не все хорошо с экономикой. А с Украиной как? Евросоюз говорит: «Окей, мы даем вам ценности». Россия говорит: «Ну, а мы даем вам кэш». И конечно, Украине выгоднее кэш. Гипотетически, если бы у нас такое случилось, цены на нефть сразу бы взлетели так, что мы бы не потянули. На мой взгляд, Украине на краткосрочную перспективу это подписание не выгодно. Это же просто вступление в Ассоциацию в парламенте Брюсселя. Там до 2050-го года даже в упоминаниях нет того, что Украина будет в Евросоюзе. Не надо путать понятия. Ассоциация ничего не значит, это всего лишь начальный этап, и не более того. Начнем с того, что в Украине и так с визовым режимом проще, потому что это единственная страна, куда англичанам не нужна виза. Но люди не разбираются в законах и думают, что им не дают вступить в ЕС. В Украине народ более бунтарский. Волнения на Майдане связаны со столкновением мнений: Западная Украина против северной части страны, где до сих пор много российского влияния. Им надо более спокойно и взвешенно разобраться, что такое Евросоюз. Их структура, их 28 стран, их механизм. Почему Турцию не берут, почему Румынию не брали в Евросоюз?
На мой взгляд, не надо поддаваться истерии. Если бы Украина и подписала договор, то о вступлении в ЕС можно было бы говорить только лет через 40–50.